Особенно показателен тут жанр альтернативной истории.
Начнем анализировать с США. Главный тренд в ее альтистории – это победа нацистов во второй мировой и поражение самой США. Иногда не от Германии, а от других сил.
Тут длинный список примеров: и «Человек в высоком замке» (книга и сериал о победивших нацистах), и фильм «Филадельфийский эксперимент 2» (победа нацистов и поражение США), и сеттинг «Вольфенштейна», где победили нацисты, и другие игры, где немцы вторгаются в США, и игра «Homefront», где США захватывают корейцы, и аналогичный сериал с вторжением корейцев в США…
Вот почему это так? Почему в США пишут и читают о том, как их страна проиграла и стоит на коленях? Да потому, что в реальности США контролирует полмира, вторгается, куда хочет, накладывает санкции, на кого хочет. Они не могут писать альтернативную историю, как они победили во Второй Мировой – ведь они в ней действительно победили.
Кстати, жанр «дарк фэнтэзи» - тоже родом из США. ДФ – это миры победившего зла, если кто не в курсе.
А все дело в том, что каждый пишет то, чего ему не хватает. Американцы пишут о победе фашистов и сил зла, чтобы пощекотать себе нервы: ведь на самом деле у них все очень даже неплохо, они доминируют на нашем шарике, у них высокий уровень жизни, все дела.
Теперь смотрим на российскую фантастику. Две главные доминирующие темы – это «российская имперская фантастика», где Россия – доминирующая сила на Земле или в галактике, где русские творят, что хотят и все их боятся. Ну тут все понятно: униженный, нищий народ, страна под санкциями, армия разваливается, из «большой восьмерки» выпнули, из совета Европы выпнули, на «парад победы» к Путину только какое-то чмо из Африки приехало… Да, людям хочется, чтобы это было иначе.
Это такая психотерапия: обычно если в книге героиня – бойкая девчонка, пачками нежить истребляющая, то авторша книги – некрасивая толстая тетка. Она так свои комплексы лечила. Ну и российская имперская фантастика – то же самое. Лечение комплексов то бишь.
Есть тут и парадокс один. Вторая любимая тема – это попадание в 1941-й год и переигрывание Второй Мировой.
Казалось бы – ребята, что с вами не так? Ведь вы же, вроде бы, и так выиграли ВМВ – зачем перевыигрывать ее снова и снова? Но, видать, сидит в подсознании у русского человека подспудное понимание того, что победа СССР во Второй Мировой – это как победа Ксеркса при Фермопилах: вроде бы формально победа есть, а на практике…
Действительно, если СССР потерял больше СОЛДАТ (именно солдат – не населения вообще), чем у Германии их вообще было за всю войну, если у нас Кожедуб с Покрышкиным собрали 62 и 59 воздушных побед, а у немцев асов, имевших 100+ побед – сильно за сотню, если у нас ТОП-танкист с 31 победой, а у Книспеля 168… Ну какая это победа, если не пиррова?
А что сейчас? Германия просрала ДВЕ МИРОВЫЕ ВОЙНЫ – и как живут проигравшие немцы и как живут вроде бы победившие русские?
Вот и пытается русский человек «переиграть» ВМВ, чтобы выиграть ее снова, но уже не так убого.
И другие исторические периоды в российской альтернативке – та же фигня. Чего стоит альтернативная русско-японская: просрала российская империя крошечной Японии, вот теперь в книгах это дело русские продолжают переигрывать.
Мораль: сильные страны, у которых все ОК, обычно пишут альтернативку, где у них все плохо. США – про победу немцев. Япония – про то, как Япония ушла под воду. А если где-то массово пишут «славные» и «великие» альтернативные истории – то, стало быть, все очень плохо в этой стране, и ее население (читатели и писатели) это понимают…
…Хотя бы на уровне подсознания.
Так что назвать русскую альтернативную фантастику иначе, как «фантастикой лузеров и для лузеров»… не получается, скажем так.
П.С. Если кто знает – подскажите: а немцы тоже пишут альтернативку, где они выиграли во второй мировой, или нет?
Не согласен: Александр Ершов, Константин Хохряков, Николаев Алексей, arohv, Гость-77871