Форум | Рецензии на книги и обсуждения писателей
В этом разделе собраны все рецензии и сообщения писателям, которые добавляют читатели на страницах книг и на авторских страницах писателей

Тема: Рецензия на книгу Этап

Константин Бояндин читать онлайн Этап
Рейтинг: 0.00, голосов: 0
10 за фрагмент

Читать рецензии

Обычная книга
0 комментов
2643

Этап

до 16 лет
Конца света не будет. Возможно, потому, что он случается по расписанию для тех немногих, которые абсолютно точно знают, когда он наступит в очередной раз. «Этап» — роман о тех, кто, возможно, охраняет всё человечество, не позволяя ему сгинуть раз и навсегда. Для этого нужно немногое: в очередной раз пережить конец света — и остаться человеком.

Входит в цикл книг 'Разум', читать все книги серии

Роман, 1765 стр., 16 фрагментов, [17ч:49м], в избранном у 6.
Книга написана полностью, новых глав не будет; обновлено: 807 дн. назад
Абонемент дается за покупку: 10 фрагментов (не считая 1-го бесплатного)
Читать онлайн Константин Бояндин Этап
(листайте страницы с клавиатуры: стрелки ← → ↓ ↑, пробел, PgUp, PgDn или кликайте мышью на странице: справа=след., слева=пред. страница)
или посмотреть все фрагменты книги  
 
Имя
Сообщение
Константин Бояндин
Константин Бояндин
Писатель, автор темы
С нами с: 19/02/2016 12:00:55
Тема создана 05/03/2016 15:14:56 , обновлена: 05/03/2016 15:14:56 [#]

Этап

Автор рецензии: Stella Strannik

Буквально несколько лет назад «мудрые» прорицатели обсуждали самую популярную тему — конец света 12.12.2112 года. Средства массовой информации пестрели заголовками о приближающейся неизбежности, которую напророчили нам и древние, и современные, но достаточно авторитетные, ясновидцы. Не удивительно, что эта тема легла в основу и художественного произведения — романа Константина Бояндина «Этап».

Каждый раз в полнолуние начинается конец света. И перед героями стоит одна задача: дожить до полудня по Гринвичу. И в двенадцать часов двенадцать минут и двенадцать секунд происходит нечто удивительное: этот мир исчезает, а неведомая сила подхватывет героев и переносит их в другую местность…

С 21.12.2012 года по календарю майя начинается новый жизненный цикл. Но дело не только в этом. Несколько слов о магии числа 12.12.2012 с другого ракурса. Действительно, почему именно это число «выбрано» для «конца света»?

Астрологи считают, что самой пагубной планетой, за что ее и называют Великим несчастьем, является Сатурн. Именно он во всех религиях наделен полномочиями Владыки Ссудного Дня, а потому исполняет приговоры, которые выносят человеку другие правители. Порчи, сглазы, привороты и даже проклятия до седьмого колена, — все это на совести Сатурна. Так вот, период обращения этой планеты — 29, 5 лет. И если поделить окружность Зодиака на это число, мы и получим 12.12.12: 360:29,5=12.12.12. Половину этого числа египетские маги использовали для выделения особых зон Зодиака, получивших название термы. Величина одной термы равна 6.6.6, то есть, числу зверя.

И что же происходит с героями романа «Этап»? Оказываясь в другом городе, с определенным и всегда одним и тем же набором личных вещей, среди которых далеко не все, что хотелось бы взять с собой, они вынуждены каждый раз заново, с нуля, обживаться и зарабатывать себе на жизнь. «С нуля» — звучит в полном смысле слова, потому что каждый раз при них оказываются паспорта, выписанные на другую фамилию. Никто из героев не знает, какое время суток будет «там» и какое время года. Даже год может выпасть как по раскладу карт: то 60-е, а то — 90-е.

Не пора ли познакомиться с этими необычными героями поближе? Кто же они?

Можно уже и догадаться, что речь идет о людях, которых нет. То есть, о тех, кто ушел из этой жизни. Совершенно разные и совсем не знакомые «там», «здесь» они сколачивают коллектив, который так походит на крепкую семью. Главный герой — Сергей Васильевич Николаев (с эпизода о том, как он попал «сюда», и начинается роман) — новичок в этом коллективе. А вот дядя Гоша — тот «прожил» «здесь» уже сорок лет, Мария — пятнадцатый год, а Дарья, так и оставшаяся в теле десятилетней девочки, считает свое время по другой шкале: по количеству концов света, их у нее было двести одиннадцать.

Автор продолжает «раскручивать» магию числа двенадцать. В коллективе погибших (разве можно назвать их мертвецами?) должно собраться двенадцать человек, и только тогда с помощью магического ритуала смогут они вырваться из этого «запредельного» мира. Но их пока одиннадцать… Одиннадцать людей и кошка, случайно оказавшаяся среди них. И каждый раз, с полнолунием, наступает новый конец света, а их превеликое множество, и все они разные: «Птицы», «Рассвет мертвецов», «Зубастики», «Кукловоды», «Сеятель», «Дрожь земли», «Дети Дракулы»… И не вырваться из этого круга… Даже если еще раз умереть — покончить самоубийством, как бы парадоксально это не звучало, — будет еще хуже: снова окажешься в «нулевой точке», но конец света наступит и здесь, добавив людям еще больше страданий.

Что объединяет их всех? Для чего автор собрал этих людей в одном месте? В чем, собственно, «соль», то есть, идея романа?

В той, реальной жизни, у них не было ничего общего. Разве только то, что каждый из них в конечном итоге попал под машину? И не задумывались они о своих привязанностях и привычках, о своем образе жизни, о складе своего характера и спрятанных от посторонних глаз комплексах. Ну, жили себе и жили… И вот сейчас «здесь» увидели себя словно в кривых зеркалах: все, что искусно пряталось раньше, без стеснения вылезло на передний план, а все то, что казалось самым важным, значимым, оказалось иллюзорным, и даже — ненужным, и даже — губительным. Эти люди словно не умерли, а прозрели, обнаружив вот такую «особенность» потустороннего мира.

Здесь же у героев появилась возможность осмыслить свою прошлую жизнь и серьезно ее «подкорректировать». Новый мир учит их безжалостно перекраивать себя, свое эго: отказываться от капризов, изживать недостатки и комплексы, овладевать новыми навыками, осваивать новые хобби. Даже так. Новый мир словно берет их за шкирку и стряхивает с них все ненужное, наносное, сдувает пенку и открывает суть. Дарью он отучает быть пай-девочкой, Марию — говорить о себе гадости и делать себе неприятности, Валеру — видеть в женщине только то, что есть ниже пояса, Жору — тратить деньги на пустяки. А вот Федор, представляя, что было бы, если бы он вернулся назад, рассуждает просто: «Я не буду обижаться, или злиться, или испытывать другое неприятное чувство по этому поводу. Отучился. Вот в этом я точно уверен».

Простить тех, кто повинен в твоей смерти — это нужно обязательно, и у каждого этот процесс проходит не столь гладко и не так быстро. Но зато потом какое облегчение чувствуешь, когда приходят эти люди «сюда», и ты им говоришь слова прощения открыто. И они, словно искупив вину, очистившись от гнетущих мыслей, исчезают на глазах у тебя, возвращаясь в прежний мир. Ну, а ты пока еще остаешься…

Да, время есть. Его даже много, и потому появляются новые увлечения: у Степы — музыка, у Валеры — электроника, у Смолина — фотография, у Николаева — спорт, как, впрочем, и у Марии с Дарьей, увлекшихся таэквон-до. Они учатся играть в покер, осваивают компьютер, познают азы бизнеса и прочее и прочее. То есть они, словно легкая губка, впитывают в себя все то, что раньше к себе и близко не подпускали. Они будто изголодались по жизни, по той самой жизни, в которой безмятежно жили когда-то…

Еще они учатся видеть в окружающих то, чего раньше не замечали: простые человеческие качества, доведенные до уровня достоинств. Вот увидел же сейчас Николаев в Надежде ее повышенную впечатлительность, а ведь до этого казалась она агрессивной. А Дарья увидела в Марии чуткого собеседника, поэтому-то и дает такой простой и такой сложный совет представить ситуацию конца света таким образом: «Ты уехала в сказочную страну, далеко-далеко, и здесь нужно биться с чудовищами. Чтобы они к тебе туда, домой, не пришли».

Только такое отношение к нападениям чудовищ и помогает героям выстоять в нелегких битвах с ними. Они словно получают силы с этой верой. «Мы мусорщики и спасатели в одном лице!» — вот их тезис, потому что они не столь наивны, чтобы верить в то, что вернутся прямиком на Землю. Нет, сначала — в чистилище! Сначала — очиститься от этой грязи!«Мы словно уборщики. Словно смотрим, что осталось в старом доме, прежде чем его снесут! Все ценное помогаем вынести и сохранить, остального не жалко. Потом дом ломают, а нас — в следующий дом. И сколько нам так трудиться, когда это кончится? Самое неприятное, что это может быть закон природы, — рассуждает дядя Миша. — Нет ничьей воли, никто нас не переносит ради испытания нас самих, просто так устроен мир. Чтобы сам мир мог жить и его не уничтожили наши собственные выдумки, происходит конец света, и мы выискиваем тех, кто заслуживает чего-то, кроме пустоты, забвения, спасаем людей, которые еще зачем-то для чего-то нужны…»

Некоторые герои видели, как другие люди возвращались назад. Да, они были в числе двенадцати, но… Один из них, тот, что последний, должен остаться. И люди делали выбор, чтобы потом находить своих друзей по несчастью, заново формировать команду и… снова остаться, чтобы ушли другие.

Образы героев выписаны автором словно штрих-пунктирной линией, словно легкими мазками. Оно и понятно: эти люди ушли в мир иной. С другой стороны, каждый из них индивидуален и самобытен, но эти черты характера — наработаны здесь. И судить о них можно и по рассуждениям героев, и по диалогам, где они откровенны как на исповеди. Но все же самое яркое проявление их характера — в поступках, и в поступках в экстремальных ситуациях! Таких ситуаций «здесь» предостаточно. И поэтому когда то вампиры выходят на охоту, то зомби, то странные люди в черном, а то и омерзительные жабы вырастают из земли, герои романа вступают с ними в смертельную схватку. Мария лихо размахивает дисками, Смолин орудует своим разводным ключом, дядя Гоша смотрит в хрустальный шар, а потом достает трубку, Надежда, будто шпагой, размахивает зонтиком, а дядя Миша играет на аккордеоне… У каждого есть свое оружие, которое превращает врагов в груды пепла.

А вот теперь уже и можно ответить на вопрос о «соли». Да, автор собрал этих людей не для того, чтобы перевоспитывать их, а для того, чтобы они изменились сами. «Мы сами себя отучаем. Потому что никому мы тут не нужны — только себе и друг другу», — эти слова одного из героев можно вложить в уста всем остальным. «Не цепляйся за свои идеализации, — ненавязчиво наталкивает на эту мысль в подстрочном тексте автор, — будь самим собой. Ты сам можешь избавиться от внутренних негативных установок и комплексов. Изменись сам, и ты увидишь, как изменился вокруг тебя мир».

Да, а что за мир окружает героев «там»? Есть ли он, вообще-то? Автор очень интересно его обрисовал. Во-первых, герои находятся не в совершенно новой, а немного знакомой местности: то в том городе, где кто-то из них родился, то там, где другой когда-то жил. Понятно, что так может быть только тогда, когда это пространство создано в воображении людей, это — всего-навсего иллюзия. Но так как местность похожа на реальную (Томск, Новосибирск), то и предстает перед глазами читателей самой что ни на есть реальной. Здесь стоят дома, по улицам ездят машины, а по тротуарам ходят люди (до того, как им всем исчезнуть). Здесь и светит солнце, и льет дождь, и падает снег. Но этот мир все же не столь прост. Он словно насыщен «картинками» там, где находятся герои, и разрежается, наполняется пустотой, если удаляться от него — от виртуального эпицентра мира, созданного их иллюзиями.

А что с заголовком романа? Почему эти события в «потустороннем мире» автор назвал «Этапом»? Какой смысл вложен в него?

У слова «этап» есть два значения: отдельный момент, стадия процесса, и — принудительная транспортировка заключенных или ссыльных к месту заключения или ссылки, или партия транспортируемых заключенных. Признаться, поначалу я и думала, что роман о заключенных. Если говорить о первом смысле слова, то можно было бы определить этот промежуток времени, когда герои находятся за гранью жизни, но еще на пути к чистилищу, промежуточным этапом. Если же иметь в виду второе значение слова, то почему бы не назвать путь следования к этому чистилищу этапом? Или же не назвать этапом эту группу из одиннадцати человек плюс кошка (засчитаем ее двенадцатой за заслуги в борьбе с чудовищами). Эти люди тоже находятся в заключении, они не свободны в выборе и вынуждены подчиниться обстоятельствам. Только переосмыслив прошлое, очистившись от всего наносного, они смогут вырваться из этого бесконечного «конца света». Конца света, который создан их воображением. Вот и Петрович подтверждает мои слова: «Каждый конец света будет этапом, каторгой, если сам считаешь это наказанием».

Кстати, по поводу конца света. И в 2013-м, году, астрологи тоже предвещали «конец света». В декабре на небосклоне возникнет довольно интересная конфигурация планет, названная Перст судьбы. Его образуют Сатурн, Плутон и Юпитер. Между первыми двумя — гармоничный аспект секстиль, а к третьей — проблематичный квиконс, аспект «невыученного урока», который побуждает человека вновь и вновь возвращаться к проблеме, пока она не будет решена. Помните «День сурка»? Вот-вот! Это как раз и «поработал» квиконс — «заезженная пластинка»! В такое же положение «дня сурка» попали и герои «Этапа».

Так вот, о конце света в 2013-м году. Сначала астрологи вроде бы и предрекли его, но потом хорошо разобрались и… отменили. Мол, с одной стороны, невозможно трем планетам договориться между собой: : Сатурн, как консерватор, хочет сохранять, Плутон — решительно менять, а Юпитер — расширять — сферу влияния, то есть — замкнутый круг. Но с другой стороны — есть гармоничный аспект секстиль, а «уроки» можно и выучить…

О духовности. Идея самопожертвования и духовности идут рядом. А герои романа в каждом «конце света» попадают в ситуации, в которых есть место подвигу. Они готовы пожертвовать собой ради спасения других. Если бы они были живы, можно было бы сказать: они готовы отдать свою жизнь во имя спасения близких. Так что автор отлично справился с этой задачей, создав героев, которые могут быть примером для подражания.

Несколько слов о языке романа. Написан он доступным для читателя языком, без ограничения на возраст, социальную принадлежность, то есть, для массового читателя. С одной стороны, это позволяет довольно сильно расширить читательскую аудиторию, а с другой — заставляет сузить возможности насыщения текста оригинальными выразительными средствами языка и новаторскими «стилистическими изысками» — игрой слов и игрой текста.

Небольшие замечания по тексту вынесу за рамки этого обзора. Главное — произведение состоялось. Оно не просто легко читается, не только захватывает сюжетом, но и учит — «умному, доброму, вечному».
Спасибо сказали: Дмитрий Луговой

Для публикации новых тем и ответов в темах вам нужно войти на сайт.

Читатели online

За предыдущие 15 минут они на Целлюлозе читали книги (ваши избранные выделены жирным).
Читатели и писатели (256): Owlynxie, Кин, Шао, Юрий, LBS, Гость-2904, LM, Маргарита, Гость-1444, JVK, andys77, Гость-1669, Rom4ik, DENzavr, jaj, Сварожич, ivan-evd@mail.ru, es80ka@mail.ru, Гость-2594, awarm, Гость-3029, Доктор Сидней, KVB, praktik, Гость 3646, Гость-3757, Гость-3767, V1tt, Гость-4099, Гость-4158, Гость-4271, xsanfct2, Гость-4626, aktan99, goga-1980@yandex.ru, Сергей, Александр, Гость-5732, Ferrick, Гость-6195, Гость-6254, bobr1609, Гость-6552, Гость-6571, Гость-6603, Точила, toks, Lesa, Гость-6943, Гость-6998, SESSIN, Лола Май, Ovsyaand, Гость-8142, Гость-8215, Гость-8229, Гость-8462, Любитель71, ten, Ксриб, ESO, Гость-10165, parkmon, Гость-10456, Гость-10480, Shugart, Подвох, Bers1979, Гость-12048, Гость-12158, Гость-12743, ilou@bk.ru, Abelmega, Chief, Гость-13606, Гость-13666, Михаил Клочков, Гость-14085, Гость-14166, Гость-14798, Гость-14806, pua56, Sheluah, Гость-15483, OLEF, Гость-15787, Гость-16541, IvVas, KapB, Aman, Гость-17123, Гость-17440, Гость-17441, Гость-17483, centyreo, Гость-17527, Darkness moon, Гость-17912, Гость-18163, Aleksanёk, Гость-18432, Гость-18677, Гость-18715, Burakkumaria, Гость-18771, Гость-18788, Гость-19897, Гость-20322, Гость-20388, Гость-20460, Гость-20584, Александр-20686, Гость-21476, Гость-21682, Гость-21928, Гость-21940, sem544sem, morskoy_lev, Гость-22603, Astrollet, Zusul, Сергей, Гость-23102, koldown, ujif13, Эдгар Крейс, Гость-24974, Виктор, Гость-25225, Мертвый феникс, Титус, mr.Anderson, Гость-27581, Гость-27594, Юрий Москаленко (МЮН), Maire, Гость-29531, Setroi, Денис Миллер, Helen, Сергей Ш, Гость-32475, Горыныч, Гость-33517, Гость-33530, Ли Сергей, Гость-33735, Елена Петрова, Yura, Гость-36494, Алексей Балаев, Andrey, Kasy, mr_Smile, Гость-37535, Гость-37648, Гость-38063, Андрей Величко, Ким Публицкий, Богдашов Сергей, Гость-38455, Гость-38630, Гость-38735, Semenych, Grosvenor, Гость-39924, Гость-40009, Mauglimon, Vale, Ivorrus, Гость-42943, Гость-43101, Гость-43275, Гость-43781, Anara, Трон, Boppp, Александр, Гость-45223, Альбер Торш, Гость-45241, Гость-45413, Гость-46039, Findroid, TressaDeFox, Гость-47333, Гость-47726, Отто Крамер, Гость-48051, tanir, Astard, Ros, Гость-Роман, Гость-51936, Гость-52199, Nightingale, Гость-52366, Mirzo, Гость-52810, Гость-52824, Алекс Нагорный, Савич М. В., Гость-53088, Nik0pol, VMaloy, Гость-54640, Гость-55080, Арчер Королино, Dremota, Гость-56314, Гость-56318, Гость-56631, Fonarshik, Михаил Баковец, Гость-58342, Гость-58689, Елизавета Фиаль, Сергей, Клеванский, Гость-59378, Ющенко Сергей, Гость-60105, Гость-60348, Гость-60893, Гость-60904, Raylan, Гость-61485, Гость-61579, manishe, Vessimir, Uareawesome, Гость-62894, Гость-62960, Гость-63325, Гость-63482, Aivast, Гость-64307, Гость-65127, Гость-65337, Гость-65410, Don Karnage, Erudung, Гость-66416, Гость-66616, Кирилл Р. (Valdert), Гость-67048, Алекс Клим, Гость-69327, Ворген Мрачный, Гость-69442, Богородников Алексей Владимирович, Гость-69575, Гость-69606, Гость-69613, Гость-69618, Гость-69635, а также гости (266).