Задержитесь!

У нас 25519 бесплатных книг, а также есть возможность оформить подписку всего от 279 рублей в месяц!

+
Главная Избранное Каталог Библиотека Блог
Рифма – один из компонентов стихотворения, ответственных за придание речи запоминающийся ритм и мелодичность. Сама же она образуется благодаря тому, что многие слова в языке созвучны, похожи друг на друга, как правило, последними частями. Некоторые окончания слов вообще совпадают. Вот, например, всем известный отрывок из произведения А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»:

Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой,
Видит девица, что тут
Люди добрые живут…

Как видим, последние части в словах «отворилась – очутилась», «кругом – ковром», «тут – живут» одинаковы. Такое явление называется точной рифмой. Однако слов, фонемы в которых были бы идентичны, не так много. К тому же для созвучия необязательно, чтобы фонемы в словах полностью совпадали. В том же фрагменте видим пару слов «дубовый – изразцовой». В них клаузулы (окончания «-овый», «-овой») отличаются друг от друга, но при этом стихи всё равно звучат похоже.

В таких ситуациях говорят о неточной рифме. В основе этого типа рифм лежат некоторые особенности фонетики русского языка. Например, можно выделить пары звуков («г – к», «б – п», «з – с», «д – т» и др.), которые различаются только по степени звонкости. В речи они могут звучать очень похоже.
Также случается, что гласные звуки в различных ситуациях меняют своё звучание. Например, «о» в безударной позиции может звучать как «а». Поэтому слова, содержащие такие буквы, написанные по-разному, могут быть созвучными и образовывать рифму в стихотворном тексте.

Значительная часть поэтических произведений построена на этом типе рифм. Вот несколько примеров:

В воздухе – сильный мороз и хвоя.
Наденем ватное и меховое.
Чтоб маяться в наших сугробах с торбой –
лучше олень, чем верблюд двугорбый.

«Е. Леонской», И. А. Бродский.

И, сбегая с вершины горы,
Обнимаясь в восторге едином,
Устремились в иные миры,
К отдалённым лугам и долинам.

«От последней улыбки луча…», К. Д. Бальмонт.

Там в печи – дрова,
Там тихонечко гуляет в смуглых пальцах нож.
Там и я права,
Там и ты хорош.

«Погоди, дружок…», М. И. Цветаева.

Мы шли по росистой тропинке вдвоём
Под сосен приветственный шорох.
А дачный посёлок – за домиком дом –
Сползал позади за пригорок.

«Прогулка», Э. Асадов.

Можем заметить, что во многих стихотворениях неточные рифмы сочетаются с точными. Это придаёт произведению уникальность и гармоничную несимметричность.

Я думаю: как я была глупа,
когда стыдилась собственного лба –
зачем он так от гения свободен?
Сегодня, став взрослее и трезвей,
хочу обедать посреди друзей.
Лишь их привет мне сладок и угоден.
Мне снится сон: я мучаюсь и мчусь,
лицейскою возвышенностью чувств
пылает мозг в честь праздника простого.

«Я думаю: как я была глупа…», Б. А. Ахмадулина.

Забудемся, в мечтах потонет мука;
Уныние, губительная скука
Пустынника приют не посетят;
Мою печаль усладой муза встретит;
Утешусь я – и дружбы тихий взгляд
Души моей холодный мрак осветит…

«Разлука», А. С. Пушкин.

Русский язык богат на красивые слова, которые могут изменяться при склонении, образовании различных форм, оборотов и т. д.. В ходе этих изменений могут получаться оригинальные точные и неточные рифмы, придающие стихотворению уникальное звучание и интересную непредсказуемость.

Поделиться в:

Нет комментариев

Станьте автором, чтобы заработать c нами

Вы творческий человек, Вы любите и хотите делиться с людьми тем, в чем разбираетесь?