Задержитесь!

У нас 25519 бесплатных книг, а также есть возможность оформить подписку всего от 279 рублей в месяц!

+
Главная Избранное Каталог Библиотека Блог
Viktoria 10 Июля
Мы все знаем людей, которые много читают, но их словарный запас, качество речи, критическое мышление и другие интеллектуальные признаки не соответствуют этому. Возможно, это даже относится и к вам (и к ко мне), но давайте не будем спешить осуждать. Давайте задумаемся.

У нас способность к воображению появляется задолго до того, как мы научимся читать. Мы можем представить себе животных, которых никогда не видели. Наша способность к запоминанию работает с самого детства - мы учимся запоминать слова, чтобы потом их воспроизводить, выражать свои потребности родителям. Но в детстве эти способности используются как средство выживания - нам нужно общаться, запоминать, объяснять, чтобы выжить в этом мире и в обществе.

Для того чтобы воображение смогло запомнить что-то, нужно, чтобы сошлись некоторые из двух звезд:

• Воображаемая картинка должна вызывать большое количество эмоций. Это может быть радость, грусть или веселье, но важно, чтобы эмоции были интенсивными.
• Необходимо приложить усилия воли. Мы активно представляем себе картину или образ, чтобы его запомнить. Например, мы создаем планы, графики или визуализируем людей, чтобы узнать их в будущем.

Хотя изначально усилия воли приходят к нам через внешнее принуждение - "учи, запоминай, пересказывай, читай", со временем навык сочетания воображения и запоминания становится автоматическим процессом. Конечно, у каждого человека это происходит на разной степени освоения.

Что же происходит на самом деле, когда мы читаем?

Из моего опыта могу сказать, что после прочтения книги я могу полностью забыть ее содержание всего лишь за 20 минут. В то же время, в процессе чтения книга могла захватить меня яркими образами и вызвать эмоции.

Когда мы читаем текст, наше сознание преобразует его в образы, которые мелькают перед нашим внутренним взором. Скорость создания этих образов часто не совпадает со скоростью чтения. Еще в детстве нас учили читать, и порой после описательного текста просили представить себе происходящее: как выглядит лес, как пахнет, какие деревья там растут. Каждый из нас создает свою собственную картину в голове, которая зависит не только от нашего опыта, но и от наших знаний.

При чтении текста мозг создает картину на основе имеющихся знаний. Если встречается незнакомое слово, например "индиго", то мозг ассоциирует его с близким понятием, в данном случае - синим цветом. Эта информация сохраняется в памяти и при необходимости можно легко вспомнить. Однако, чтение без дальнейшего усвоения и повторения не способствует запоминанию и расширению словарного запаса. Для этого необходимо активно работать с прочитанным материалом, повторять новые слова и концепции, чтобы они закрепились в памяти.

Как мы учились анализировать тексты в школе? Кроме того, чтения произведений, мы писали сочинения и изложения, обсуждали смежные темы. Зачем?
Во-первых, это помогало нам запомнить не только содержание, но и детали - новые слова и выражения, которые мы могли бы использовать.
Во-вторых, это заставляло нас анализировать текст - было ли оно понятно с первого взгляда или скрывало скрытый смысл или иронию? Для анализа нам нужно было качественно читать текст, запоминать, и, желательно, знать контекст, в котором писал автор, исторический период, и т.д. Поэтому мы изучали биографии авторов.

В-третьих, мы не только писали на эту тему, но и вынуждены были обсуждать её, опираясь на слова и образы из книги. Таким образом, мы узнавали различия в точках зрения, осознавали упущенное и узнавали, что кто-то запомнил больше, чем другие. Кроме того, умение говорить и словарный запас отличаются от умения писать, поэтому просто практика набора текста на клавиатуре не делает нас лучшими ораторами.

Когда мы погружаемся в чтение, все эти процессы становятся автоматическими - запоминание, анализ, обсуждение (что также способствует запоминанию). Однако чаще всего все это происходит в нашем сознании и внутреннем диалоге с самими собой.

Текст можно читать для удовольствия, интереса и фантазии, но если хотите извлечь из чтения практическую пользу, тренируйте навыки запоминания, анализа и проговаривания текста. Внимание и воля помогут улучшить эти навыки, которые могут ослабеть при отсутствии необходимости работать с текстом. Полученные образы и эмоции от чтения - только сухой остаток, если не уделять им достаточного внимания.

Начинайте с малого: после каждой главы спрашивайте себя вопросы, делайте краткий пересказ в уме или вслух - для практики рассказывания и запоминания. Вы узнаете, что описание главы не так просто, ваш навык изложения ослаб, а такая лаконичность в речи вам раньше даже не снилась. Но это все можно развить.

Записывайте сложные слова, делайте пометки, ищите дополнительную информацию по теме - используйте это на практике: пишите, говорите, создавайте ассоциации в своем разуме.

Изучайте прочитанное, анализируйте его, определяйте что, кто, кому и зачем. Писать и говорить о своих выводах, и, если возможно, слушать и анализировать альтернативные точки зрения, спорить или убеждаться в том, что уловили не все детали. С каждым разом вы будете лучше анализировать и быстрее понимать информацию, потому что это навык, который развивается. Еще одна хорошая новость заключается в том, что способность искать закономерности и каталогизировать их применима и в других областях жизни. Чем больше вы тренируете свой мозг, тем проще вам будет это делать с каждым разом.

С таким подходом даже художественная литература может стать для вас источником новых открытий о мире и о людях, об их языке и манерах, о нравственности и порядочности, о добре и зле.

Поделиться в:

Нет комментариев

Станьте автором, чтобы заработать c нами

Вы творческий человек, Вы любите и хотите делиться с людьми тем, в чем разбираетесь?