Задержитесь!

У нас 25519 бесплатных книг, а также есть возможность оформить подписку всего от 279 рублей в месяц!

+
Главная Избранное Каталог Библиотека Блог
Viktoria 6 дней назад
При выборе книги, читатель обращает внимание на тему и проблему, которые могут быть для него интересны. Идея книги играет важную роль, так как она вызывает у читателя эмоции и мысли. Дискуссионный клуб, в свою очередь, позволяет обсудить идею с другими людьми, обменяться мнениями и точками зрения.

Важно отметить, что идея книги представляет собой своего рода диалог с читателем. Ошибки, связанные с идеей, могут быть более опасными, чем те, которые касаются темы и проблемы, поэтому важно избегать их. В этой статье я расскажу о основных ошибках, связанных с идеей книги, и как их можно избежать.

ОШИБКИ В РАБОТЕ С ИДЕЯМИ

1. Четкое выражение идеи
В тексте может быть несколько идей, особенно в романе. Однако принудительное выражение главной идеи четким предложением-выводом в конце, как будто это было вырублено топором, может вызвать раздражение у читателя. Вместо того, чтобы искать явно выраженную идею, читатель предпочтет самостоятельно извлекать смысл из текста. Хотя в некоторых жанрах такой подход может быть обоснованным, в обычном рассказе он не всегда уместен.
2. «Лейся песня»

Иногда возникает ситуация, когда идея в тексте настолько размыта, что не удается выделить ключевые слова или намеки на нее. Автор размывает идею до такой степени, что становится сложно передать ее словами. В таких случаях читатель вынужден самостоятельно формировать свою интерпретацию, в то время как автор огорчается от того, что его идею не понимают.
3. «Подмена»

Идея текста заключается в том, что автор умело подменяет ожидания читателя, создавая интригующие повороты сюжета. Это напоминает матрешку, в которой каждый следующий элемент неожиданно отличается от предыдущего, как в случае с фигуркой крокодила внутри.

Идея сама по себе не постоянна, она постоянно видоизменяется, ставя читателя перед сюрпризами. Однако важно, чтобы эти сюрпризы не обманывали читателя, а оставались в пределах логики и правдоподобия.

Примером такой подмены может служить «Десять негритят», где зло должно быть наказано с осознанием вины. Если бы в конце истории не последовало наказание главного виновника (без спойлеров), то она потеряла бы весь свой смысл.
4. «Белка в колесе»

"Белка в колесе" - это другой аспект "подмены". Автор упорно не отпускает идею, как будто он сам стал белкой, кружась в колесе и повторяя одно и то же. Он настолько зациклен на своей идее, что не в состоянии услышать другие точки зрения.

Мне приносят извинения поклонники Ф.М. Достоевского, но я вижу в его произведениях это же маньячество. В "Преступлении и наказании" идеи повторяются снова и снова, словно белка в колесе - в разных ситуациях, с разными персонажами, используя разные выражения.

5. «Подгонка»
Иногда идея "подгоняется" под тему рассказа или проблему, иногда наоборот. Это подобно тому, как новые ботинки могут жать. Часто на литературных конкурсах авторы сталкиваются с такой ситуацией.

Предлагаю вам шпаргалку-инструкцию, которая поможет писателям четко сформулировать тему, проблему и идею своего рассказа. Этот инструмент также может быть полезен читателям, которые хотят аргументировать свои комментарии на литературных конкурсах.
II. ПЯТЬ ШАГОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИДЕИ
Примеры по рассказу «Наследники»

ШАГ 1
► Перечитываю текст и определяю общую тему, ориентируясь на название рассказа или его содержание. В краткой формулировке отражаю основную идею рассказа, например: «Мой текст (О чем? О ком?)... об искуплении грехов, о сбежавшем пленнике, о встрече с прошлым» и т.д.
Пример: мой рассказ о том, как в 18 лет наследный принц должен навсегда стать драконом, «погибнуть» для всех.

ШАГ 2
► Выявляю микротему, отраженную в главном событии рассказа, ориентируясь на содержание абзацев с ключевыми событиями. Даю названия событиям, формулирую микротемы (о чем?), выделяю основную. Это поможет в создании синопсиса.
Пример:
О прощании принца
О странной просьбе короля к Мелвину
О зеркале Истины
О страшном ультиматуме короля
Главная: о поисках выхода и т.д.

ШАГ 3
► Выявление основной проблемы героя. Ищу ключевой абзац, где проблема героя первоначально обозначена, конфликт с чем-то или с кем-то. Формулирую эту проблему в виде вопроса (или вопросов). Важно выделить основную проблему, чтобы избежать слишком многих проблем в рассказе.
Пример:
Каким способом можно спасти сына короля, чтобы не случилась беда с собственным? И что случится, когда способ будет найден?

ШАГ 4
► Вариант 1: "Экспресс". Обсуждаю с другом, подругой, родителями или начальником свою проблему сочно и эмоционально: "Вот что у меня случилось, мне кажется что... Помоги мне разобраться, что делать". Слушаю различные мнения и советы, получаю поддержку и наставления. Очень полезно для выражения эмоций и получения разнообразной точки зрения.

► В поисках «Эврики»! Я стараюсь найти ответ на заданный вопрос - идею, не надеясь, что она будет прямо указана как «Идея здесь!». Представляя, что я не автор, я пытаюсь понять, что он хотел сказать, передать читателю. С помощью ключевых слов, языковых и образных средств, логики событий, я нахожу заключение, которое не всегда в явном виде присутствует в тексте. Поэтому я выделяю самое важное в каждой части и раскрываю его. Из главного делаю наиважнейшее, так как идей может быть несколько. После анализа выявляю общую идею, которая относится больше к общей теме, чем к узкой микротеме. Ура, я нашел основную идею!

Пример:
Ключевые слова, закрепы, акценты: глаза, сапфировые глаза, как смотрит принц на Мелвила, какой он.
«Он знал, что будет видеть этот мир и после неизбежного, но больше не будет собой — никогда».
«Как будто мозг пронзили раскаленной иглой…»
«Рождение Дракона значило смерть принца-наследника».
«Принц поистине должен быть сокровищем, если ради него столько людей готовы пожертвовать собой!»
«Этот юноша еще и утешает его, Мелвина?!»
«Если уж умирать… а… то есть перерождаться в Дракона, то на свободе. Я бы хотел запомнить мир таким, каким знаю его я».
«Многовековое заклятие было снято, но какой ценой?!»
«У него не было выбора, понимаешь?»
«Дракон — это все мы: каждый человек, каждый камешек, каждая травинка нашего королевства».

Формулирую общую идею: У любого поступка есть цена. И она бывает страшной.

Шаг 5. При вспоминании авторской позиции осознаю, что она опирается на три аспекта: идеи, нравственность и эмоции. Анализирую их и формулирую идею с учетом этих "китов", сокращенно изложив всю суть.

Пример:
ИО: У любого поступка есть цена. И она бывает страшной, когда нет выбора.
НО: Власть сильна, но ломающая волю власть – ужасна.
ЭО: Мне жалко принца, но я в него верю, он теперь – надежда королевства. Мне неприятен король, погубивший все из благих намерений – наказан он страшно, но и справедливо. С сочувствием, но и с некоторой брезгливостью я отношусь к Мелвину – он не сделал никакой попытки изменить ход событий, да и потом не предпринял ничего, чтобы жить.

III. ЗАДУМАЙТЕСЬ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ИДЕЕЙ

Если вы хотите убедиться, что идея в вашем рассказе развита полностью и ничего не упущено, то есть несколько способов поработать дополнительно с ней:
1. Рассмотрите проблему с разных сторон.
2. Определите, чья точка зрения включает в себя идею: героя, персонажа или самого писателя. Оцениваются ли все события, явления, предметы?
3. Обратите внимание на речевые приемы и языковые средства, которые выражают идею.
4. Сформулируйте идею ясно и четко в тексте или в контексте.
5. Позволяет ли контекст читателю сделать выводы самостоятельно?
6. Задумайтесь, какие эмоции вы хотели вызвать у читателя.
7. Определите нравственную оценку, на которой основана идея, и ее ценность.
8. Оцените оригинальность, убедительность и достоверность вашей идеи в сравнении с похожими темами. Имеете ли аргументы для поддержки своей авторской позиции?
9. Проверьте, достигли ли вы поставленных целей и задач с идеей.
10. Обдумайте, имеет ли ваша идея ценность не только для вас, но и для других читателей.

Отсутствие идеи означает отсутствие произведения. Работать с идеей – это увлекательно. И когда читатель понимает и разделяет ее, это приводит к интересному диалогу, что просто замечательно.

Поделиться в:

Нет комментариев

Станьте автором, чтобы заработать c нами

Вы творческий человек, Вы любите и хотите делиться с людьми тем, в чем разбираетесь?