Задержитесь!

У нас 25519 бесплатных книг, а также есть возможность оформить подписку всего от 279 рублей в месяц!

+
Главная Избранное Каталог Библиотека Блог
Ульяна Омельченко
Ульяна Омельченко 5 дней назад
1.Что такое искусство? На этот вопрос до сих пор нет ответа, который мог бы считаться истиной в последней инстанции. Философы на протяжении всей истории размышляли об этом и выдвигали свои теории.В этой статье я собрала несколько кратко описанных представлений об искусстве философов разных веков. Список поможет взглянуть на искусство под разными углами и увидеть, как менялись взгляды с течением времени, ведь они отражают контекст, в котором мыслители жили и работали.
Это первая часть статьи. В ней собраны идеи мыслителей, живших до XX века.
Во второй части будут идеи философов XX и XXI веков.
Платон (4-й век до н. э.)

Платон считал искусство в основном имитацией или мимесисом, то есть подражанием реальности. Он видел в этом опасность, так как искусство создает только иллюзию истины, а не саму истину.
Платон рассматривал искусство как имитацию второго порядка, то есть имитацию физического мира, который сам по себе является отражением мира идей. Для Платона, искусство могло влиять на душу негативно, воспитывая неправильные эмоции и идеи.
Аристотель (4-й век до н. э.)

Бюст Аристотеля. Римская копия греческого бронзового оригинала (после 330 г. до н. э.). Автор оригинала — Лисипп
Взгляд Аристотеля на искусство более положительный. В отличие от Платона, он утверждал, что искусство не просто имитирует реальность, но также может улучшать и переосмыслять её, показывая вещи такими, какими они должны быть.
Также важной функцией искусства для Аристотеля было достижение катарсиса — эмоционального очищения зрителя.
Святой Августин (4-5 век н.э.)

Беноццо Гоццоли. Св. Августин учит в Риме. Роспись ц. Сант-Агостино в г. Сан-Джиминьяно. 1464—1465 гг.
Августин — один из величайших философов и теологов раннего христианства. Для него искусство имело глубокую связь с религией и духовностью. Он считал, что красота в искусстве отражает божественную красоту и может поднять души к высшему пониманию и прославлению Бога.
В то же время, Августин был осторожен в отношении искусства, считая, что оно может отвлекать от религиозного поиска истины, если оно используется для чисто мирских целей или наслаждения.
Фома Аквинский (13 век)

Средневековый теолог и философ внес значительный вклад в христианскую эстетику. Он рассматривал искусство как форму человеческого творчества, основанного на интеллектуальной деятельности и направленного на создание красоты. Он различал «механическое искусство», которое включает в себя ремесла и создание предметов, и «либеральное искусство», которое ориентировано на знание и мораль.
Фома Аквинский подчеркивал, что искусство должно служить высшей цели, такой как прославление Бога или моральное и интеллектуальное совершенствование человека. Он также утверждал, что красота в искусстве связана с пропорциями, гармонией и ясностью, что отражает универсальные принципы божественного порядка.
Франсиско де Витория (16 век)

Francisco de Vitoria, Statue vor San Esteban in Salamanca
Испанский философ и теолог видел в искусстве выражение человеческой рациональности и творческого потенциала, предоставленного Богом. Он подчёркивал его этическую и образовательную роль.
Де Витория рассматривал искусство с точки зрения его влияния на мораль и этику и считал, что искусство должно служить высшим идеалам истины, добра и красоты, соответствующим христианским ценностям. Де Витория подчеркивал, что искусство должно вдохновлять на добродетель и моральное совершенство.
Иммануил Кант (18-й век)

Кант считал, что красота искусства лежит в его способности вызывать «безынтересное удовольствие», то есть удовольствие, не связанное с личными желаниями или практической пользой.
По Канту, искусство вызывает чисто эстетический отклик, который является универсальным и не зависит от концептуальных суждений.
Дэвид Юм (18 век)

Портрет Дэвида Юма, автор Аллан Рэмзи, 1766
Дэвид Юм утверждал, что красота искусства субъективна и зависит от восприятия наблюдателя. Он считал, что эстетические суждения основаны на чувстве вкуса.
Юм утверждал, что красота не является объективным свойством объектов, а скорее результатом эмоционального отклика наблюдателя.
Фридрих Шиллер (18 век)

Портрет работы Герхардта фон Кюгельгена
Фридрих Шиллер, немецкий философ и поэт, в своих работах развивал идею о том, что искусство играет ключевую роль в образовании свободного, морального и эстетически развитого общества и человека.
Он видел в искусстве средство гармонизации чувственных и рациональных сторон человеческой природы, способствуя развитию свободной и морально зрелой личности.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (19-й век)

Гегель. Портрет кисти Шлезингера
Гегель, один из ведущих фигур немецкой классической философии, видел в искусстве одно из высших средств познания абсолютного духа. Он рассматривал искусство как способ, через который духовная реальность выражается в конкретной, сенсорной форме.
Он видел искусство как одну из стадий развития самосознания духа, наряду с религией и философией. Гегель считал, что искусство достигло своего апогея в классической эпохе, но в современном мире уступило место философии как наиболее полному выражению духовной истины.
Лев Толстой (19-й век)

Для Толстого сущность искусства заключалась в способности передавать чувства и эмоции от художника к зрителю с целью содействия братству и единению среди людей. То есть искусство несло в себе важную социальную и моральную функцию, стремясь к гармонии и объединению человечества.
Толстой считал, что истинное искусство должно быть доступно каждому, быть понятным и близким людям всех классов, и способствовать распространению мира и добра. Он критиковал искусство своего времени за отрыв от народа и служение узким интересам элиты.

Поделиться в:

Нет комментариев

Станьте автором, чтобы заработать c нами

Вы творческий человек, Вы любите и хотите делиться с людьми тем, в чем разбираетесь?