Задержитесь!

У нас 25519 бесплатных книг, а также есть возможность оформить подписку всего от 279 рублей в месяц!

+
Главная Избранное Каталог Библиотека Блог
Каждый из нас называл товарища или друга черепахоц за медлительность и нерасторопность или же Сусаниным за то, что приятель ведет его по незнакомому пути. Но мало кто знает, наверняка, никогда не задумывался о том, что называя кого-то имененем исторического или вымышленного персонажа является не только остроумным приемом, но и литературным тропом, называемым АНТОНОМАСИЯ.

Этот термин происходит от древнегреческого слова " Antonomasia", что в переводе выглядит как "переименование". Иногда этот прием встречается под латинским названием "прономинация" от "pronominatio". Антономасия предполагает, что настоящее название или имя заменяется словом или выражением, обозначающим часть, важную особенность предмета или указывающим на его отношение к чему- то еще. Этот поэтический прием проявляется так же в употреблении имени собственного в качестве нарицательного.

Мы часто сталкиваемся с этой литературной фигурой в обычной жизни. Например, в русском языке закрепилась традиция называть любвеобильных мужчин казановами или донжуанами, но эти слова происходят от имен собственных.
Так, Донжуан - искажение от Дон Хуан. Этот персонаж - собирательный образ, который встречается в произведениях европейских авторов ( Мольер, Байрон и др.). Джакомо Джироламо Казанова - реально существующиц человек, известный своими любовнымт приключениями.

Так же в быту применяется прием антономасии. Например, когда говорим "наше все" вместо А. С. Пушкин или именуем властную знакомую Кабанихой (прозвище героини пьесы А. Н. Островского "Гроза").

В литературе этот прием встречается очень часто.

Например:

- Да, да! - с досадой произнес мистер Норелл.
- Знаю. Однако вопрос в другом: чего хочет этот Дролайт?
- Быть первым в Лондоне, кто свел знакомство с волшебником, ничего более но страхи мистера Норелла не так легко было развеять. Он нервно потер желтовато-бледные руки и с опаской огляделся, как будто по углам комнаты прячутся дркгие дролайты.
В этом примере видно, что фамилия джентельмена во втором случае написана со строчной буквы. Так имя одного персонажа становится нарицательным для всех других, обладающих подобным поведением и характером.

Постоянно антономасия встречается в поэзии. В первых поэтических произведениях, в которых использовался этот троп, являются древнегреческие стихи. В таких стихотворениях для имен божеств или главных героев употребляются иносказательные выражения.

Например:

Нынче Милета жилища
Спускается отпрыск Пеана,
Хочет увидеть он там
Многих болезней врача Никия.

Феокрит

Здесь Пеан - это целител , вылечивший Ареса и Аида, а его отпрыск - это лекарь.

В скальдической поэзии антономасия - популярныц способ, чтобы сделать стих более выразительным. Скандинавские авторы придумывали разнообразные синонимы не только для имен богов и героев, но и для бытовых предметов и явлений окружающего мира.
Этот вид метафоры получил название кеннинг (описательное поэтическое выражение, которое состоит из двух и более существительных и применяется для замены обычного названия какого-либо предмета или персоны - " вепрь волн" - корабль, " волк пчел" (Беовульф) - медведь).

Например:

Тут славный приходит
Хлодюн потомок,
Со змеем идет
Биться сын Одина,
В гневе разит
Мидгарда страж,
Все люди должны
С жизнью расстаться, -
На девять шагов
отступает сын Фьёргюн,
змеем сраженный -
достоин он славы.

Примеры антономасии встречаются в восточной поэзии. Например, японскиц поэт Басё, вспоминая товарища Тодзюна, сочинил стихотворение:

Погостила и ушла
Светлая луна... Остался
Стол в четырех улах.

Здесь, в выражении "Светлая луна" автор скрывает имя друга.

Рассуждая о человеческих амбициях А. С. Пушкин употребляет прием антономасии:

Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно...

Этот отрывок - оригинальный пример лаконизма. Автор использовал одно имч собственное, чтобы привычки и образ мыслец общества.

Русский и совесткий поэт, драматург и музыкант А. А. Галич использует антономасию в библейских образах:

Ой, ты море, море, море,
море Черное,
Ты какое-то верченое - крученое!
Ты ведешь себя не по правилам,
То ты Каином, а то ты Авелем!

В данном примере автор, упоминая двух персонажей, указывает на изменчивый характер стихии, что предстает то ласковоц и спокойной, тожестокой и опасной.

Познакомившись с внутренним миром поэтического приема АНТОНОМАСИЯ, мы можем сказать, что прием находит применение в различных произведениях с разными целями.
С помощью АНТОНОМАСИИ авторы избегают однообразия в тексте своих произведений, добавляют им выразительности и своеобразия.
Стоит заметить, что этот поэтический прием был и остается популярным и востребовпнным среди литераторов разных эпох и культур.

Поделиться в:

Нет комментариев

Станьте автором, чтобы заработать c нами

Вы творческий человек, Вы любите и хотите делиться с людьми тем, в чем разбираетесь?