Задержитесь!

У нас 25519 бесплатных книг, а также есть возможность оформить подписку всего от 279 рублей в месяц!

+
Главная Избранное Каталог Библиотека Блог
Одним из требований к стихотворению в классической силлабо-тонической поэзии (15 век) была строфическая замкнутость. В рамках одной строфы должна раскрываться одна мысль. Фразу нельзя обрывать на одной строке и продолжить в другой.
Но со временем, начиная с периода романтизма (конец 18 века) правила стали изменяться. Теперь допустимы переносы. Это явление получило название АНЖАМБЕМАН.
Термин "АНЖАМБЕМАН" произошел от французского слова "enjambement", что образовано от глагола "enjamber" и переводится "перешагнуть".
В классической теории стихосложения выделяются три вида анжамбемана:

1. Сброс (rejet) - фраза завершается в начале следующей строки;
2. Наброс (contre-rejet) - начало предложения локализуется в конце предыдущего стиха;
3. Двойной бросок (double-rejet) - предложение начинается в середине одного стиха и завершается в середине следующего.

Кроме разрыва между частями предложения существуют внутрисловные анжамбеманы, при которых одна часть слова от другой отделяется паузой и переносится на другую строку.

Например:

ЛЕФ ЕЛ
пустоту - тот суп
Бел хлеб –
Ник –
ovo
адел еда
Мариенгоф огней рам
Бурлюк юл руб-
ака.

К. А. Кедров

Впервые этот прием начали использовать в античной поэзии:

Некогда он возвратился к
равнине родимой,
Он из разнузданных волн и
из бедствий кровавых
Принят был ею тогда.
Ныне же прежней
счастливой судьбы
благосклонный поток
К нам его возвращает, но раз потерпев,
Будет хранить отныне он
осторожность в душе.

"Истимийская ода", Пиндар

В эпоху классицизма анжамбеманом пользовались редко, но сентименталисты и романтики стали часто прибегать к данному приему.

От дружной ветки
отлученный,
Скажи, листок уединенный,
Куда летишь?.. "Незнаю
сам;
Гроза разбила дуб
родимый...
"Листок", В. А. Жуковский

Наибольшей популярности в русской литературе анжамбеман достиг в ХХ столетии.
Поэты серебряного века стали обращаться к переносам, переосмысливая основы поэтического искусства и стремясь к открытию нового звучания.

Мне все равно, каких среди
Лиц - ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной -
Непременно...

М. И. Цветаева

В общем, анжамбеманы позволяют с помощью интонации выделить существенные образы. Если в стихотворении много переносов, то оно приобретает особый ритм и и становится похожим на прозаическое произведение.
Когда же от основной фразы отрывается предлог или отрицательная частица, анжамбеман придает речи непредсказуемость. Создает неожиданный сюжетный поворот.
Этот поэтический прием популярен у современных авторов.

Поделиться в:

Нет комментариев

Станьте автором, чтобы заработать c нами

Вы творческий человек, Вы любите и хотите делиться с людьми тем, в чем разбираетесь?