Блоги /
ГИПЕРБОЛА
Наталья Рокотова
9 Июля
Каждый из нас ни раз слышал и говорил:
"Сто лет тебя не видел!"
"Сто раз тебе говорили..."
"Спокойный, как мамонт"
"Холодный, как айсберг"
Это примеры одного из самых популярных и часто используемых литературных приемов, которыми пользуются, как в литературе, так и в повседневной жизни. Пример носит название ГИПЕРБОЛА.
Слово "гипербола" пришло из древнегреческого языка "hyperbol" и переводится как " преувеличение, чрезмерность". Использовать гиперболу, значит преувеличивать масштаб, свойства, значение какого-то явления или предмета.
Эта стилисьическая фигура применяется для усиления выразительности, привлечения внимания. Для того, чтобы подчеркнуть сказанное гипербола хорошо сочетается с другими литературными приемами. Например, модно встретить гиперболические метафоры и сравнения:
1. Я чувствовала себя гигантским тягучим пудингом, одинаково огромным со всех сторон;
2. Глаща твои - глубокие, как море, и синие. Вы в них целый океан...
В повседневной жизни при помощи гиперболы мы подчеркиваем значение сказанных слов, создаем комический эффект и добавляем эмоциональность тому, о чем говорим. Также и авторы применяют этот прием создавая свое произведение.
Например, у древнегреческой поэтессы Сафо, которая жила в VI веке до нашей эры, встречаем:
У придверника ноги в семь сажен;
Сапоги - из пяти шкур бычачьих;
Их сапожников шили десяток.
Здесь поэтесса специально преувеличивает особенности человека. Придает важность дому, где персонаж служит привратником.
Гипербола обнаруживается в произведениях япрнских автров.
Например:
Скелеты свои
Люди в шелка завернули.
Глядят на цветы.
Камидзим Оницура
В этом примере говорится о традиции любования цветами, характерной для народов Востока. Действие происходит весной, после сурового зимнего периода, во время которого люди могли голодать. Отсюда и вид персонажей в виде скелета. Так автор усилил образ, создавая контраст между красотой природы и бедностью людей.
Поэтический прием нашел применение и в русской поэзии:
У Софии в Полоцке, бывало,
Позвонят к заутрене, а он
В Киеве, едва заря настала,
Колокольный слышит перезвон.
Перевод Н. Заболоцкого
Здесь автор говорит о чуткости слуха полоцкого князя Всеслава. Создателю произведения было важно подчеркнуть достоинства князя, поэтому он преувеличил их.
Применение гиперболы характерно для од. Потому что сочиняя стихотворную похвалу поэты возвеличивали историческое лицо и не скупились на лестные эпитеты:
На воздух льется пламень, дым, -
Таков и росс средь горных споров;
На Галла стал ногой Суворов,
И горы треснули под ним.
Г. Р. Державин
В этом произведении есть место преувеличению образа врага:
Простертое с холма на холм,
Чудовище, как мост длинною,
Рыгая дым и пламень ртом,
Бездонну челюсть разрезает,
В единый миг полки глотает...
Автор, изображая войско противника страшным, делает победу над ним более значимым и вадным.
Когда авторы применяют гиперболу, не искажают истину и не вводят читателя в заблуждение. Эта стилистическая фигура призвана сочетать реальную основу вещи или явления со взглядом автора.
Такое обращение с предметами позволяет автору заставить читателя принимать создаваемы образы близко к сердцу.
"Сто лет тебя не видел!"
"Сто раз тебе говорили..."
"Спокойный, как мамонт"
"Холодный, как айсберг"
Это примеры одного из самых популярных и часто используемых литературных приемов, которыми пользуются, как в литературе, так и в повседневной жизни. Пример носит название ГИПЕРБОЛА.
Слово "гипербола" пришло из древнегреческого языка "hyperbol" и переводится как " преувеличение, чрезмерность". Использовать гиперболу, значит преувеличивать масштаб, свойства, значение какого-то явления или предмета.
Эта стилисьическая фигура применяется для усиления выразительности, привлечения внимания. Для того, чтобы подчеркнуть сказанное гипербола хорошо сочетается с другими литературными приемами. Например, модно встретить гиперболические метафоры и сравнения:
1. Я чувствовала себя гигантским тягучим пудингом, одинаково огромным со всех сторон;
2. Глаща твои - глубокие, как море, и синие. Вы в них целый океан...
В повседневной жизни при помощи гиперболы мы подчеркиваем значение сказанных слов, создаем комический эффект и добавляем эмоциональность тому, о чем говорим. Также и авторы применяют этот прием создавая свое произведение.
Например, у древнегреческой поэтессы Сафо, которая жила в VI веке до нашей эры, встречаем:
У придверника ноги в семь сажен;
Сапоги - из пяти шкур бычачьих;
Их сапожников шили десяток.
Здесь поэтесса специально преувеличивает особенности человека. Придает важность дому, где персонаж служит привратником.
Гипербола обнаруживается в произведениях япрнских автров.
Например:
Скелеты свои
Люди в шелка завернули.
Глядят на цветы.
Камидзим Оницура
В этом примере говорится о традиции любования цветами, характерной для народов Востока. Действие происходит весной, после сурового зимнего периода, во время которого люди могли голодать. Отсюда и вид персонажей в виде скелета. Так автор усилил образ, создавая контраст между красотой природы и бедностью людей.
Поэтический прием нашел применение и в русской поэзии:
У Софии в Полоцке, бывало,
Позвонят к заутрене, а он
В Киеве, едва заря настала,
Колокольный слышит перезвон.
Перевод Н. Заболоцкого
Здесь автор говорит о чуткости слуха полоцкого князя Всеслава. Создателю произведения было важно подчеркнуть достоинства князя, поэтому он преувеличил их.
Применение гиперболы характерно для од. Потому что сочиняя стихотворную похвалу поэты возвеличивали историческое лицо и не скупились на лестные эпитеты:
На воздух льется пламень, дым, -
Таков и росс средь горных споров;
На Галла стал ногой Суворов,
И горы треснули под ним.
Г. Р. Державин
В этом произведении есть место преувеличению образа врага:
Простертое с холма на холм,
Чудовище, как мост длинною,
Рыгая дым и пламень ртом,
Бездонну челюсть разрезает,
В единый миг полки глотает...
Автор, изображая войско противника страшным, делает победу над ним более значимым и вадным.
Когда авторы применяют гиперболу, не искажают истину и не вводят читателя в заблуждение. Эта стилистическая фигура призвана сочетать реальную основу вещи или явления со взглядом автора.
Такое обращение с предметами позволяет автору заставить читателя принимать создаваемы образы близко к сердцу.
Поделиться в: