Задержитесь!

У нас 25519 бесплатных книг, а также есть возможность оформить подписку всего от 279 рублей в месяц!

+
Главная Избранное Каталог Библиотека Блог
Лексические повторы - распространенное явление для литературной и повседневной речи. Например: люди старшего поколения причитают: "Свят-свят-свят". Дети приговаривают, начиная мириться: "Мирись, мирись и больше не дерись...". В этих случаях повторение слов усиливает эмоции (человек, многократно произносящий что-то взволнован, возмущен, настойчив).
Прием, использованный в художественном тексте, придает речи экспрессивность, чтобы сделать ее более натуралистичной, похожей на настоящую живую речь.
Под лексическим повтором понимается стилистическая фигура, подразумевающая умышленное дублирование слова или выражения на определеннои учамтке текста.
Понятно, что местоимения Я чаще употребляются в речи, но если они рассредоточены в тексте, то это не лексический повтор. Если же это местоимение постоянно встречается в рамках небольшого фрагмента (я слышал, я сказал...) - это считаеься лексическим повтором.

В литературной речи выделяются несколько видов лексических повторов, которын используются авторами прозаических и поэтических произведений. Среди них: анадиплосис, анафора, многосоюзие, рефрен, симплока, эпифора. Рассмотрим каждый из них отдельно и приведем примеры.

1. Анадиплосим (удвоение или стык, подхват). Эта фигура представляет собой повторение последнего слова или сочетание слов одной строки в начале или середине другой. Этот прием преаращает отдельные фразы в цепочку мыслей, логично перетекающих одна в другую. Из-за этого текст становится внсомым и звучит более торжественно:

Так ваша дружба обратиться
в страх,
Страх - в ненависть, а
Ненависть обеим
Заслуженную гибель принесет.

Уильям Шекспир

2. Анафора (вынесение вверх, восхождение) предполагает повторение букв, слогов, словосочетаний, предложений в начале соседних отрезков текста (предложений, строф). С помощью этой фигуры достигается усиление напряжения речи подчеркиваетсч важная мысль, создается определенный ритм:

О князь, наперсник муз,
Люблю твои забавы;
Люблю твой колкий стах
В последствиях твоих...

А. С. Пушкин

3. Многосоюзие или полисиндентон - фигура, заключающаяся в повторении одного и того же союза. При помощи союзов отдельные образы как бы нанизывпются на нить повествования. При этом подчеркивается значение каждого элемента и формируется эффект масштабности общей картины:

Пусть так. Но я пойду
вперед без колебания -
И в знойный день, и в ночь,
и в холод, и в грозу:
Хочу я усладить хоть чье-
гибудь страданье,
Хочу я отереть хотя одну
Слезу!

К. Д. Бальмонт

4. Рефрен (припев) в литературе представляет собой повтор одного и того же слова или выражения на определенном участке текста.
О рефрене говорят, когда в одном стихотворении постоянно повторяется строфа:

Томилось небо так светло,
Легко, легко, легко темнея.
Звезда зажглась, дрожа и мрея.
Томилось небо так светло,
Звезда мерцала так тепло,
Как над улыбкой вод лилея.
Томилось небо так светло,
Легко, легко, легко темнея.

Ф. К. Сологуб

Также рефреном считается повторение одного слова в рамках одного предложения, четверостишия. Прием призван усилить эмоциональное напряжение, подчеркнуть пафос высказывания:

Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия, -
Безумствуй, сжигая меня!

...

И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия, -
Мессия грядущего дня!

Андрей Белый

5. Симплока (сплетение) представляет собой речевую конструкцию, в которой повторяются начала и концы разных предложений, а середина меняется:

Все - только руку протяни -
все тут.
Все - только пристальней взгляни - все тут.
Все - только ерепче обними - все тут.
И соловьи поют,
И поцелуй,
И хруст шагов в лесу...

В. Луговской

Или наоборот, часть двух и более фраз в середине остается неизменной, но меняются начальные и конечные слова:

Стыдливостью ресниц
Заметные солнца
В венце стрел!
- Сколь грозен и сколь ясен! -
И плащ его - был - красен,
И конь его - был - бел.

М. И. Цветаева

6. Эпифора заключается в повторении последнего слова, выражения, фразы в конце определенных отрезков речи (предложений, четверостиший). Эпифора призвана подытожить, подчеркнуть значение высказанной мысли:

О, упоенье оккупанта,
Изыски деревенщины...
У поворота на Купавну
бьют женщину.

Бьют женщину. Веками бьют,
бьют юность, бьет
Торжественно
Набата свадебного гуд,
бьют женщину.

А от жаро век сквозь уют
Горящие затрещины?
Не любят - бьют, и любят -
бьют,
бьют женщину.

А. А. Вознесенский

7. Некоторые литературоведы относят плеоназм к лексическим повторам. Плеоназм (излишество) представляет собой языковую избыточность. Об этом приеме говорят, когда в рамках одного предложения встречаются слова близкие по смыслу или имеющие одно и то же значение (юный мальчик, холодный мороз). Обычно такой повтор - ошибка, но иногда применяется для создания комического эффекта:

Народ! Мария Годунова и
Сын ее Федор отравили
себя ядом! Мы видели их
мертвые трупы!

А. С. Пушкин

В отрывкн высмеивается недалекий ум персонажа, который пытается придать своей речи большую убедительность, используя много слов.

8. Полиптотон (многопадежие). Эта фигура предполагает использование одного и того же слова в различных формах. Часто полиптотон встречается в народных пословицах и поговорках:

Дружба дружбой, а табачок врозь.

Дело по делу, а суд по форме.

Русские пословицы

Суета суета вся суета.

Латинская пословица

Отсюда видно, что повторы речи встречаются часто и бывают разными. В различных целях могут применяться различные виды повторов, благодаря чемк художественныц текст становится выразительным и эффектным, многозначительным.

Поделиться в:

Нет комментариев

Станьте автором, чтобы заработать c нами

Вы творческий человек, Вы любите и хотите делиться с людьми тем, в чем разбираетесь?