Задержитесь!

У нас 25519 бесплатных книг, а также есть возможность оформить подписку всего от 279 рублей в месяц!

+
Главная Избранное Каталог Библиотека Блог
Давайте вспомним, как мы представляли, что игругки, куклы, а иногда камешки, палочки, листочки, стеклышки обретают голос, разговаривают с нами и между собой, совершают поступки и проявляют эмоции. Играя, мы наделяли вещи характером и привычками. Также писатели и поэты часто используют слова, которые характеризуют человеческие свойства, по отношению к неодушевленным предметам. Такая игра с речевыми средствами получила название ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ относят к литературным тропам (обороты, использующиеся в переносном значении). Этот термин является калькоц с древнегреческого слова prosopopoieia состоящего из prosopon - лицо и poieo - делаю. Олицетворять или одушевлять означает приписывать неживым неодушевленным предметам и явлениям качества и признаки живых существ. Наделение основано на сходстве проявления вещами или явлениями каких-то признаков с подобными признакамт живых существ. Например, о солнечном закате говорят, что "солнце садится", т. е. опускается подобно человеку, садящемуся на стул.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ выполняют несколько важных функций:

1. Придание речи большей выразительности и эмоциональности. Олицетворение добавляет образам яркость, динамичность, делает их более живыми;

2. Облегчение восприятия образов читателями (в том числе детьми). Дети сами часто прибегают к одушевлению неодушевленного, потому что так предметы становятся ближе и понятнее;

3. Усиление сопереживания читателя. Действительно, встретив в тексте знакомые и понятнын нам свойства, мы сильнее проникаемся сочувствием, будто сами переживаем описываемые в тексте события;

4. Воздействие на воображение читателя.

Исследователи видят истоки олицетворения в склонности людей на ранних этапах развития человеческого общества объяснять явления природы действиями сил, похожих на самих людей. Первобытному человеку было легче представить, что что за дождь и молнии отвечает пусть и более мргущественные, но все же родственное самому человеку существо, нежели какие-то абстрактные природные процессы. Так появились мифы о богах или персонифицированных стихиях. Например, вот как характеризует восход солнца древнегреческая поэтесса Сафо:

В золотых сандальях мне
Недавно Эос...

Эос - имя древнегреческой богини зари. Понятно, что поэтесса не видела своими глазамт стройную юную девушку, обутую в драгоценную обувь, но этот образ делает такое явление романтичной картиной, которая затрагивает нежные чувства челрвека.
Кроме природы люлям свойственно наделять человеческими качествами свою родину. Вот несколько отрывков стихотворений, где родная страна представлена в виде живого существа:

Мать -Россия! Тебе мои песни,
О немая, суровая мать!
Здесь и глуше мне
Дай и безвестней
Непутевую жизнь отрыдать...

А. Белый

Изранила душу и опалила,
Лишила сна, почти свела с ума...
Не отнимай хоть песенную силу, -
не отнимай, - раскаешься сама!
Не отнимай, чтоб горестный
И славный твой путь воспеть.
Чтоб хоть в немой строке
Мне говорить с тобой,
как равной с равной, -
На вольном дестком языке!

О. Ф. Берггольц

Часто творцы наделяют свойствами живыз существ такие явления, как годы, месяцы, дни и минуты. Например, в сонете К. Д. Бальмонта "Август" этот летний месяц приобретает характер и эмоции:

Как ясен август, нежный и спокойный,
Сознавший мимолетность красоты.
Позолотив древесные листы,
Он чувства заключил в
порядок стройный.
В нем кажется ошибкой
полдень знойный, -
С ним больше сродны
грустные мечты,
Прохлада, прелесть тихой простоты
И отдыха от жизни беспокойной.

В последний раз, пред
Острием серпа,
Красуются колосья
Наливнвные,
В замен цветов везде
Плоды земные.

Отраден вид тяжелого снопа,
А в небе журавлей летит толпа
И криком шлет "прости"
В места родные.

Фрагмент стихотворения А. А. Фета, в котором в виде живого существа, обладающего голосом и властью над людьми, предстает день:

На двойном стекле узопы
Начертил мороз,
Шумный день свои дозоры
и гостей унес;
Смолкнул яркий говор сплетней,
Скучный голос дня:
Благодатней и приветней
Все кругом меня.

А. С. Пушкин наделяет особую праздничную дату вполне человеческой способностью стареть и меняться:

Теперь не то: разгульный
праздник наш.
С приходом лет, как мы
Перебесился,
Он присмирел, утих,
Остепенился,
Стал глуше звон его
Заздравных чаш...

Прием персонификации характерен не только для русской поэзии. Вот хокку японского поэта Рансэцу, где автор приписывает птицам человеческие свойства:

Первый день в году.
Воробьи ведут на солнце
Длинный разговор.

Для японских поэтов характерно персонифицировать погодные явления:

Я встретил гонца на пути.
Весенний ветер, играя,
Раскрытым письмом шелестит.

Кито

В городе нечем вздохнуть.
Бродят душные запахи...
Леиней ночи луна.

Бонтё

Олицетворения широко используются современными русскими поэиами:

В царстве неги и покоя,
под журчанье теплых вод
время мирное, незлое
выедает нам живот.

Не по-скотски пожирает, -
наслаждаетс куском,
все поджилки подбирает
аккуратным языком.

Линор Гораник

Итак, видим, что с помощью ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ и персонификации (антропонизма) можно придать образу и произведению различные оттенки, добавить красочности, эмоциональности и глубины, а так же сделать его более близким и понятным. Поэтому этот троп остается популярным среди самых различных авторов.

Поделиться в:

Нет комментариев

Станьте автором, чтобы заработать c нами

Вы творческий человек, Вы любите и хотите делиться с людьми тем, в чем разбираетесь?