Задержитесь!

У нас 25519 бесплатных книг, а также есть возможность оформить подписку всего от 279 рублей в месяц!

+
Главная Избранное Каталог Библиотека Блог
Рифмовка – это способ организации созвучных стихов в поэтическом произведении. В зависимости от исследуемых признаков в стиховедении выделяют несколько различных систем рифмовки, например, перекрёстная, парная, кольцевая и т. д. Особое место среди них занимает сквозная рифмовка. Рассмотрим, что это такое.

Важно уточнить, что сквозная рифмовка – это скорее поэтический приём, с помощью которого автор организует стихотворный текст. Также следует сказать, что по поводу этого явления среди стиховедов имеются различные точки зрения. По мнению исследователя Т. Скоренко, «сквозная рифма подразумевает, что рифмуются не только окончания строк, но и их середины». В других источниках, например, в работе М. Л. Гаспарова «Русский стих начала ХХ века в комментариях» сквозная рифмовка упоминается, как способ построения стихотворения, при котором одна и та же рифма проходит сквозь всю строфу или целое произведение. Схема такой рифмовки будет выглядеть следующим образом: a-a-a-a и т. д. Далее мы будем придерживаться этого определения.

Сквозная рифмовка представляет собой необычное и достаточно редкое явление. Обычно этим приёмом авторы пользуются ради шутки или в качестве поэтического упражнения. Одним из первых в русской поэзии к сквозной рифме обратился А. П. Сумароков в стихотворении «Двадцать две рифмы». Ниже представлен отрывок из этого произведения.

Потемкин! Не гнусна хороша рифма взгляду
И слуху не гадка,
Хотя слагателю приносит и досаду,
Коль муза не гладка,
И геликонскому противна вертограду,
Когда свиньей визжит.
И трудно рифмовать писцу, в науке младу,
Коль рифма прочь бежит.
Увидеть можно рифм великую громаду,
Но должно ль их тянуть?
А глупые писцы их ищут, будто кладу,
В кривой тащат их путь.

Если представить эти строки в виде схемы, то получим такой вид: ababcbcbdbd и т. д. Подобное построение встречается в строках стихотворениях А. С. Пушкина «Ангел»:

В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал.
Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.
«Прости, — он рек, — тебя я видел,
И ты недаром мне сиял:
Не все я в небе ненавидел,
Не все я в мире презирал».

Схема этого произведения аналогична: abab cbcb dbdb. Если не обращать внимания на повторяющиеся созвучия в чётных строках, то схемы четверостиший подходят под определение перекрёстной рифмовки.
А вот стихотворение, в котором присутствует «двойная» сквозная рифма:

К воспоминаньям пригвожденный
Бессонницей моих ночей,
Я вижу льдистый блеск очей
И яд улыбки принужденной:
В душе, до срока охлажденной,
Вскипает радостный ручей.

Поющим зовом возбужденный,
Я слышу темный плеск речей
(Так звон спасительных ключей
Внимает узник осужденный)
И при луне новорожденной
Вновь зажигаю шесть свечей.

И стих дрожит, тобой рожденный.
Он был моим, теперь ничей.
Через пространство двух ночей
Пускай летит он, осужденный
Ожить в улыбке принужденной,
Под ярким холодом очей.

"Анне Ахматовой" Б. А. Садовский.

Похожим образом организованы два катрена (одна из рифм переходит и в терцеты) сонета Вяч. Иванова «Венок (Валерию Брюсову)»:

Волшебник бледный Urbi пел et Orbi:
То - лев крылатый, ангел венетийский,
Пел медный гимн. А ныне флорентийской
Прозрачнозвонной внемлю я теорбе.
Певец победный Urbi пел et Orbi:
То - пела медь трубы капитолийской...
Чу, барбитон ответно эолийский
Мне о Патрокле плачет, об Эвфорбе.
Из златодонных чаш заложник скорби
Лил черный яд. А ныне черплет чары
Медвяных солнц кристаллом ясногранным,
Садился гордый на треножник скорби
В литом венце... Но царственней тиары
Венок заветный на челе избранном!
Граду и миру (лат.).- Ред.

Как видим, благодаря богатству русского языка возможно сочинять такие произведения, через которые проходит одна и та же рифма. Некоторые авторы пользуются этим приёмом и создают смелые оригинальные произведения.

Поделиться в:

Нет комментариев

Станьте автором, чтобы заработать c нами

Вы творческий человек, Вы любите и хотите делиться с людьми тем, в чем разбираетесь?