Задержитесь!

У нас 25519 бесплатных книг, а также есть возможность оформить подписку всего от 279 рублей в месяц!

+
Главная Избранное Каталог Библиотека Блог
Существуют разные уровни чтения.В первые годы обучения мы осваиваем навык чтения для усвоения информации из учебников, в то время как в последующие годы обучения мы развиваем способность выявлять скрытые смыслы и выделять ключевую информацию.

Качество чтения можно обозначить критериями. Более высокий уровень навыков чтения проявляется в способности осмысливать более сложный материал. Также важно умение читать более активно, то есть вникать в глубинный смысл, который хотел донести автор.

Чтение «между строк» — это способность понимать скрытый смысл, который может быть заложен в тексте, но не явно выраженный. Существуют различные подходы к этому, и одним из них является использование четырёх видов чтения: буквального, аналитического, интерпретационного и оценочного(или критического).

Буквальное чтение-это чтение текста без углубления в скрытый смысл или контекст.

Так, например,чтение «ради информации», хоть и является важным видом чтения, но не всегда позволяет полноценно усвоить прочитанное.Этот вид характеризуется скорым прохождением текста, поиском конкретной информации и ее запоминанием.
В то время как чтение «ради понимания» включает в себя более глубокое взаимодействие с текстом, анализ, осмысление прочитанного, поиск значений и связей между ними.

Для того, чтобы стать успешным читателем, необходимо уметь использовать оба вида чтения в зависимости от цели и задачи. Развитие умения читать ради понимания не только обогащает наши знания и мышление, но и стимулирует наше воображение и критическое мышление.
Этот вид чтения помогает нам видеть в тексте не только факты, но и их интерпретацию и значения, что позволяет быть более аналитичными и креативными в выражении наших мыслей.

Не стоит игнорировать информацию, однако читать книги исключительно ради извлечения фактов — это равносильно поиску улиток с помощью зубочистки...

Почему так? Прежде всего, существует некий дисбаланс в глубине осмысления текста. Писатель обладает более глубоким пониманием, чем его читатели, и его задача — представить свои взгляды в удобной для восприятия форме, чтобы читатели могли достичь того же уровня понимания.

«Путь к аналитическому мышлению.»

Размышления всегда сопутствуют процессу обучения и поиска новых знаний.
Часто читатели сталкиваются с двумя ошибками.
Первая ошибка состоит в том, что мышление не является самодостаточным, оно не может существовать независимо от умения читать и слушать, а также от способности к открытиям. По аналогии с утверждением, что чтение — это обучение, верно утверждать, что чтение — это мышление.

Вторая ошибка заключается в том, что некоторые авторы рассматривают искусство мышления как равнозначное искусству открытий. Особое внимание стоит уделить тому, как мы мыслим, когда заняты чтением книги или прислушиваемся к лекции.


Для того, чтобы освоить аналитический способ чтения,следует выполнить следующие шаги:
1) определить жанр книги, чтобы понять ее тематику и классифицировать по содержанию и направлению. 2) понять основную идею книги (кратко изложить ее)
3) выделить основные смысловые или структурные разделы (для этого нужно определить ключевые части книги, их порядок и взаимосвязь)
4) идентифицировать основные проблемы, которые автор стремится решить.

Необходимо учесть,что вне зависимости от терминологии, различие между типами книг заключается в намерениях автора.
Поэт или писатель занимается изящным искусством, стремится вызвать восхищение произведениями, подобно музыканту или скульптору. Ученый или специалист в гуманитарных науках стремится передать знания другим, раскрывая истину. Эти правила относятся к чтению с целью обучения, а не для получения эмоционального удовольствия от произведений искусства.

Таким образом, необходимо развивать в себе способность делать выводы и определять скрытый смысл из текста на основе имеющейся информации. Это включает в себя анализ контекста, использование своих знаний и опыта для интерпретации текста.


«Интерпретационный способ»

Переходя к интерпретационному способу чтения, следует помнить о трех ключевых принципах:
1) определите основные термины и настройтесь на тон и повествование автора
2) выделите ключевые мысли в тексте и выведите их сущность
3) выделите основные тезисы произведения
4) оцените, какие задачи были решены автором, а какие ему не удалось преодолеть.

Чтобы успешно интерпретировать текст, необходимо преодолеть барьеры в общении.
Безусловно, истинный мастер слова будет стремиться донести свою мысль, нельзя считать, что он сможет полностью преодолеть все языковые препятствия.
Здесь важна совместная работа читателя и автора: первый должен активно искать сквозь слова и выражения, чтобы понять смысл, а второй стремится к тому, чтобы его мысли были понятны.

Первое из двух правил — «выделите ключевые слова и найдите общий язык с автором» — включает в себя два этапа. Во-первых, важно выявить слова, которые играют ключевую роль в тексте. Во-вторых, необходимо точно осознать их значение в контексте произведения.

Признаки ключевых слов могут проявляться разнообразно.
Один из явных признаков — это особое внимание автора к определенным словам, которое достигается различными способами. Автор может выделять нужное слово с помощью типографических приемов, таких как кавычки или курсив. Он может также подробно обсуждать значения и смысл этого слова в тексте. Или же автор может акцентировать внимание на слове, давая ему свое толкование. Одним из признаков ключевого слова является то, что автор начинает дискуссию с другими философами из-за его значения и интерпретации. Если автор страстно объясняет, как и почему другие используют определенное слово, и почему он выбрал другой подход, то это слово для него имеет особое значение.

Автор имеет возможность откровенно высказать свою точку зрения на определенные факты или знания. Обычно мы доверяем его мнению. Однако, честности недостаточно. Если нас интересует не только автор, но и обоснование его мнения, нам нужно понимать причины его утверждений.

Аргументация всегда состоит из ряда утверждений. Некоторые из них обоснованы или имеют причины для выводов. Если аргумент верен, то вывод следует из предпосылок.При этом, аргумент не всегда является истинным, так как некоторые или все предпосылки могут быть ошибочными.

Основные разделы книги и их подразделы содержат множество утверждений и, обычно, несколько аргументов.Однако, если разбить книгу на составляющие, в итоге придется сказать:"В этой части автор высказывает следующие идеи". Каждая из этих идей, вероятно, является утверждением, а несколько из них вместе могут образовывать аргументацию.

Разбивая книгу на части, вы доходите до уровня утверждений и аргументации. Переходя к аргументам, вы понимаете, как они строятся на основе утверждений и терминов. Пройдя через оба вида чтения, вы сможете утверждать, что понимаете содержание книги.

Критическое(или оценочное) чтение:
Это активное, аналитическое чтение, которое включает в себя задавание вопросов о тексте, анализ аргументации, поиска скрытых мотивов и оценку информации.
Оценочный способ выделяется тем, что предполагает критику после того, как понимание текста завершено.

Во-первых, перед тем, как выразить свое мнение, убедитесь, что полностью поняли суть. Говоря "не понимаю", уделяйте внимание своей интонации и убедитесь, что это не ошибка автора.

Во-вторых, согласитесь, что нет смысла выигрывать спор, если вы осознаете свою неправоту. Ведя диалог с книгой наедине, вы всегда можете победить, но это лишь пустая победа, если вы просто стремитесь показать свое превосходство. Такой подход не стоит вашего времени - лучше просто пролистать несколько страниц и понять, стоит ли вдаваться в дискуссию.

В-третьих, важно рассматривать разногласия как возможность для конструктивного разрешения. Не забывайте о вреде бесполезного недовольства. Человек, который не верит в возможность продуктивного диалога, часто не способен понять, что разумные люди могут достичь взаимопонимания.

Бесполезно тратить время на споры, если нет надежды на их разрешение.
Кроме того, важно обосновывать свои доводы при несогласии, выражая не только факт разногласия, но и обосновывая его суть.


Таким образом , чтобы научиться читать между строк, полезно практиковать все три вида чтения. Также важно развивать критическое мышление, обучаться анализу аргументации и контекста, чтобы лучше понимать скрытый смысл текстов.

Поделиться в:

2 комментария

Спасибо, обязательно попробую!
Очень интересно. Достижение "Успешный читатель" получила)

Станьте автором, чтобы заработать c нами

Вы творческий человек, Вы любите и хотите делиться с людьми тем, в чем разбираетесь?