Блоги /
Джорджо Вазари, Василий Суриков и «светская иконопись»
Ульяна Омельченко
5 дней назад
Предположение, что любая аналогия ложна, и что "после" не означает "вследствие" - важные истины, которые важно помнить исследователю искусства. Целью не является придерживаться этих истин, а скорее умело ими пользоваться. Искусствоведение - это наука, и обязанность ученого состоит в том, чтобы иметь сомнения, проводить параллели и строить гипотезы.
Не стоит предполагать, что образ ссыльного князя Меншикова, созданный Суриковым, был вдохновлен портретом Лоренцо Медичи. Сходство есть, но это скорее внешнее и символическое, чем истинное. Оба художника творили образы великих государственных деятелей ушедших времен, основываясь на собственном понимании. Поэтому их работы отражают мрачную торжественность и академическую отстраненность. Цель - передать дух времени.
Необходимо обращать внимание на то, как оба мастера насыщали свои полотна символами, отсылками к биографиям и монументальным стилем. Несмотря на различия в жанре и контексте, их работы объединяет что-то более глубокое.
Как Вазари, так и Суриков, каждый по своему, создали живописную "светскую иконопись" с историко-культурным выражением. Это не просто портреты, а духовные произведения, научающие и вдохновляющие зрителя и указывающие на роль выдающихся личностей в истории.
Разные работы, но схожие по смыслу. Несмотря на то, что аналогии изначально ложны, изучение таких произведений имеет смысл, поскольку "сквозное" развитие "светской иконы" через века является удивительным феноменом искусства.
Не стоит предполагать, что образ ссыльного князя Меншикова, созданный Суриковым, был вдохновлен портретом Лоренцо Медичи. Сходство есть, но это скорее внешнее и символическое, чем истинное. Оба художника творили образы великих государственных деятелей ушедших времен, основываясь на собственном понимании. Поэтому их работы отражают мрачную торжественность и академическую отстраненность. Цель - передать дух времени.
Необходимо обращать внимание на то, как оба мастера насыщали свои полотна символами, отсылками к биографиям и монументальным стилем. Несмотря на различия в жанре и контексте, их работы объединяет что-то более глубокое.
Как Вазари, так и Суриков, каждый по своему, создали живописную "светскую иконопись" с историко-культурным выражением. Это не просто портреты, а духовные произведения, научающие и вдохновляющие зрителя и указывающие на роль выдающихся личностей в истории.
Разные работы, но схожие по смыслу. Несмотря на то, что аналогии изначально ложны, изучение таких произведений имеет смысл, поскольку "сквозное" развитие "светской иконы" через века является удивительным феноменом искусства.
Поделиться в: