Задержитесь!

У нас 25519 бесплатных книг, а также есть возможность оформить подписку всего от 279 рублей в месяц!

+
Главная Избранное Каталог Библиотека Блог
Ульяна Омельченко
Ульяна Омельченко 5 дней назад
это рубрика «Картавое искусствоведение», где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры. Не смотря на то, что я в новогодней шапочке, сегодняшняя картина посвящена не Рождеству, и даже не смене года. Она посвящена смене власти. И там тоже есть красный колпак. Итак, вашему вниманию – Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ».

Эжен Делакруа "Свобода, ведущая народ." 1830 г. Холст, масло. 260 × 325 см
Эжен Делакруа – один из известнейших представителей романтизма. Романтизм - это тот художественный стиль, что сменил собой классицизм. То есть, рисование национальных героев в чужих античных нарядах – это теперь не модно и неактуально. Теперь в культуре главенствует национализм. Иногда в хорошем смысле. Что я имею в виду: например, немецкий поэт Эйхендорф считал, что немцы не хуже остальных народов. Мысль здравая. А вот драматург Клейст считал, что они лучше остальных народов, и, мне кажется, цитируя это, я сейчас иду по очень тонкому льду.

Эжен Делакруа. Автопортет.
Классицизм и романтизм можно бесконечно долго сравнивать между собой, но самым большим отличием является эмоциональная составляющая самих картин. Классицизм – это возвращение к идеалам Ренессанса, когда композиция простая и подчиняется законам геометрии, а сами персонажи картин скорее выглядят как актёры, облачённые в одежды той эпохи ,что изображена на полоне. Но лица - они не выражают никаких эмоций. Скажу языком ролевиков и косплееров – когда костюмы шикарные, а отыгрыш – никакой.

Абсолютно такие же каменные лица на батальных сценах. Вот например картина Бенджамина Уэста с длинным названием «Александр III из Шотландии спасает Колина Фицджеральда от ярости оленя». Да у собак картине больше эмоций на морде, чем у господ, участвующих в схватке с оленем. А всё почему? А потому что классицисты, как и ребята эпохи Ренессанса, пытались добиться гармонии в образе человека, считая бурные эмоции – уродливыми. Хотя, при виде фото,на котором тебя засняли случайно – сложно с этим не согласиться.

Беджамин Уэст «Александр III из Шотландии спасает Колина Фицджеральда от ярости оленя»
И главное отличие романтизма в том, что художники, да и в целом человечество, решили обратиться к идеалам природы. И вот чувства – это именно то, что дала человеку природа, и они не поддаются математическим вычислениям. И, если для простых горожан романтизм заключался в изобретении таких времяпрепровождений, как пикники и походы, то художники романтизма решили что делать? Правильно, выражать чувства на полотнах.

Каспар Давид Фридрих "Странник над морем тумана". 1818 Холст, масло. 94,8 × 74,8 см
И вся эта вакханалия чувств, эмоций и смелых композиционных решений прекрасно проявляется в полотнах исторического жанра. Примеры: «Третье Мая 1808 года в Мадриде» – Франциско Гойя, «Последний день Помпеи» – Карл Брюллов.

Франсиско Гойя "3 мая 1808 года." 1814 г. Холст, масло. 375 × 266 см
Карл Брюллов "Последний день Помпеи". 1833 г. Холст, масло. 456,5 × 651 см
И, конечно же, нельзя не упомянуть работу «Плот Медузы» Теодора Жерико. Если что, это не про ту медузу, которая всех превращала в камень и была зарублена Персеем, а про корабль с таким дурацким названием. Именно полотно «Плот Медузы» ознаменовало собой начало французского романтизма в живописи. В ней автор изобразил ужаснейшее событие, когда часть экипажа и пассажиров затонувшей «Медузы» пробыла в открытом море 13 дней на дрейфующем плоту, неуправляемом, без парусов, с небольшим запасом еды и воды, зато с большим запасом алкоголя. Обезумевшие люди убивали друг друга, калечили, выбрасывали раненых за борт. Совсем отчаявшиеся переходили к каннибализму. Брошенные командованием фрегата на произвол судьбы, из 147 человек выжило только 13. Узнав об этой истории, Теодор Жерико, на тот момент считавшийся заурядным подражателем Жака-Луи Давида, понял, что эта работа будет его опус магнум и не прогадал! Посетителей Парижского салона ,в котором была выставлена эта картина, она невероятно впечатлила.

Теодор Жерико "Плот «Медузы»". 1818–1819гг. Холст, масло. 491 × 716 см
А вот создатель «Свободы, ведущей народ», Эжен Делакруа, вдохновился картиной не во время её презентации в Парижском салоне, а в мастерской Жерико, когда позировал для этой картины. Закончив позировать, он сломя голову побежал домой, чтобы начать писать свой собственный шедевр.

Работа «Свобода, ведущая народ» посвящена июльской революции во Франции 1830 года, кстати, она была написана через несколько месяцев после этих событий. Во время этой революции были свергнуты Бурбоны, включая короля Карла X, и на его место посадили, так называемого «Короля-Буржуа» Луи-Филиппа I, а рядом картину повесили, в назидание «вот смотри благодаря чему ты здесь сидишь!»

Ярким пятном, как в плане месторасположения, так и светотени на картине является Марианна – символ свободы и самой Французской республики. То есть её образ является и смысловым, и оптическим и композиционным центром. В руке её французский флаг, на голове – красный колпак, но не новогодний, а фригийский – шапочка, которую носили якобинцы, а так же же ремесленники в Риме, часть из которых была – освобождёнными рабами. А что если ... носок, который получил домовой эльф Добби и обрёл свободу благодаря этому – это отсылка на фригийский колпак?..

"Свобода, ведуща народ". Фрагмент.
Грудь девушке на картине обнажена, и не с тем смыслом, с каким раздевают женских персонажей в современных фильмах, потому что разврат легко и хорошо продаётся, а потому что это символ такой, мол, мы готовы с голой грудью да на амбразуру ради защиты наших интересов.Тот же посыл, что и во фразе «нам нечего терять, кроме наших цепей». Кто это первый сказал? Маркс? Неправильно! Это был Марат.

Тот факт, что это не изображение реальной женщины, а именно символ, подчёркивает её античный профиль. У живой женщины такого лица не будет, при написании её профиля автор явно вдохновлялся скульптурой Венеры Милосской, которая экспонировалась в Лувре с 1821 года.

Венера Милосская. Профиль.
Интересный факт про Венеру Милосскую: руки статуи были утрачены в драке между турецкими и французскими чиновниками, когда французы пытались погрузить статую на борт корабля, а турки не хотели её отдавать. Если что, сама Венера в драке не участвовала, её просто случайно уронили.

Так же стоит обратить внимание на остальных героев картины. Мы видим, что Марианна воодушевляет разные слои общества. Очевидно, что в черном костюме изображён буржуй, в белой рубашке – рабочий, а вот этот юноша – возможно послужил основой для образа Гавроша из романа Виктора Гюго «Отверженные».

Остальные живые и здравствующие герои картины на заднем плане укрыты дымом войны. Как говорится – люблю запах напалма по утрам.

Нижняя часть картины усеяна трупами, так же динамично и красиво расположенными как на ранее на ранее упомянутой картине «Плот Медузы». Трупы составляют собой месиво, где сложно понять, где свои ,а где чужие. Их значение на картине в том, никакая свобода не даётся без борьбы. Свободу – нельзя попросить, её можно только забрать.

Сама картина «Свобода, ведущая народ» является станковым произведением, но размеры её монументальны - 260 на 325 сантиметров. Написана маслом на холсте. Была расположена в Лувре, теперь же находится в новом музее Лувр-Ларс.

В данный момент, эта картина является одной из известнейших французских картин и оставила свой культурный след. Она вдохновила создателя статуи свободы, была расположена на банкноте 100 франков. Так же она вдохновляла и на деструктивные поступки: в 2013 году неизвестная женщина нанесла на неё маркером надпись, протестуя против событий одиннадцатого сентября 2001 года. Благо, пары часов хватило реставраторам ,чтобы привести картину в порядок.

И, когда я думаю об этих вандалах, что разбили Пьету, либо облили супом Подсолнухи Ван Гога, мне приходит в голову одна мысль: как же трудно самовыразиться, когда ты пуст. На этом всё, с вами было Картавое искусствоведение

Поделиться в:

Нет комментариев

Станьте автором, чтобы заработать c нами

Вы творческий человек, Вы любите и хотите делиться с людьми тем, в чем разбираетесь?