Задержитесь!

У нас 25519 бесплатных книг, а также есть возможность оформить подписку всего от 279 рублей в месяц!

+
Главная Избранное Каталог Библиотека Блог
Автор художественной литературы, даже самой реалистичной, имеет право на вымысел, и читатель это осознает. Однако несмотря на то, что автор описывает фантастический мир, это не является обманом, поскольку события не претендуют на реальность. Тем не менее, иногда происходит обман читателей, когда на страницах книги появляется "ненадежный рассказчик".

Ненадежный рассказчик - это персонаж, который описывает события неправильно, скрывает информацию, умалчивает о важных моментах, искажает действительность или даже обманывает читателя. Термин был введен американским критиком Уэйном К. Бутом в 1961 году. Повествование от ненадежного рассказчика противоречит реальности внутри книги..

Такой рассказчик – недостоверный источник информации, но читатель не осознает этого сразу. Когда обман раскрывается, возникает неожиданный "сюрприз", иногда оборачивающийся настоящим сюжетным твистом. Однако самые искушенные читатели могут предвидеть, что в истории что-то не так. Это делает ее еще более интересной и захватывающей.

Это, конечно, литературный приём, и рассказчик искажает события по воле автора, но, как правило, этому есть рациональное объяснение. Выделяют несколько видов «ненадёжных рассказчиков» в зависимости от мотивов, которыми они руководствуются, вводя в заблуждение читателей.

Неадекватный персонаж
Он обманывает сам себя, так как его восприятие реальности искажено. Это может быть человек с психическими расстройствами, находящийся под воздействием психотропных веществ, находящийся в состоянии сильного стресса и так далее. Примером может служить роман Станислава Лема "Солярис", где на психику главного героя влияет Океан, или роман Уильяма Фолкнера "Шум и ярость", где одним из рассказчиков является умственно отсталый человек. Самым известным среди современных читателей примером, возможно, является роман Чака Паланика "Бойцовский клуб", где у главного героя также не все в порядке с головой, хотя это осознают не сразу ни читатели, ни сам персонаж.

Наглый лжец
Такой персонаж, ради "спортивного интереса" или собственной выгоды, рассказывает небылицы, сознательно лжёт и вводит в заблуждение читателей. Так можно сказать о легендарном бароне Мюнхгаузене. Кроме того, в повести А. Кристи "Убийство Роджера Экройда" историю рассказывает сам убийца, который выступает в роли помощника детектива Э. Пуаро и до конца повествования умудряется сохранить в тайне свою причастность к преступлению.

Человек из другого мира
Чаще всего такой персонаж не способен адекватно оценить события и понять мотивы других действующих лиц, так как не разбирается в обстановке. Это не обязательно пришелец или попаданец. Таким "выходцем из другого мира" может быть ребёнок, не понимающий отношений взрослых, современный горожанин, оказавшийся в глухой горной деревне или просто приехавший в другую страну с непривычными обычаями и традициями. Например, героиня романа Иэна Макьюэна "Искупление" - тринадцатилетняя девочка Брайони - не понимает романтических отношений между её старшей сестрой Сесилией и Робби, сыном прислуги. Поэтому Брайони обвиняет Робби в изнасиловании своей кузины Лолы, и полиция ей верит.
Этот прием не часто встречается в литературе, так как он достаточно сложен в исполнении. Автору приходится постоянно контролировать себя, чтобы не проговориться и умело работать с рассказчиком, чтобы его поведение было естественным, а мысли - логичными и непротиворечивыми. В то же время они не должны раскрывать истинные намерения персонажа. Неудивительно, что Хорхе Луис Борхес так восхищался мастерством Агаты Кристи в создании образа "ненадежного рассказчика".

Однако, несмотря на сложность, этот литературный приём помогает автору решать самые разнообразные задачи. Он подготавливает интересный и неожиданный поворот сюжета, когда читатель узнает, что, оказывается, всё не то, чем казалось.

• Использование приёма "ненадёжный рассказчик" в книге помогает задать серьёзные этические вопросы и придать произведению большую глубину и психологичность.

• Автор может использовать этот приём, чтобы показать разные точки зрения на события, особенно если в произведении присутствуют несколько "ненадёжных рассказчиков", как, например, в рассказе Р. Акутагавы "В чаще" или в "Драме на охоте" А. П. Чехова. Важно видеть ситуации со всех сторон, так как каждый герой может иметь свою правду.

• Приём "ненадёжный рассказчик" позволяет автору исправить свои ошибки, заполнить пробелы в сюжете или объяснить нелогичность действий персонажей, а иногда даже скрыть свою явную забывчивость. В случае сериальной литературы такая забывчивость может возникнуть, и писатель, работая над пятой книгой, может плохо помнить, что происходило в первой.

Этот приём безусловно интересен, но им не следует злоупотреблять, особенно если "ненадёжный рассказчик" требует писательского мастерства, которого у Вас может еще не быть. Более того, потеряв доверие к автору, читатель может потерять интерес к произведению, ведь постоянно подозревать героев в обмане не очень приятно.

Поделиться в:

1 комментарий

Ya Sb
Ya Sb 6 Июля
господи какие картинки вайбовые

Станьте автором, чтобы заработать c нами

Вы творческий человек, Вы любите и хотите делиться с людьми тем, в чем разбираетесь?