Задержитесь!

У нас 25519 бесплатных книг, а также есть возможность оформить подписку всего от 279 рублей в месяц!

+
Главная Избранное Каталог Библиотека Блог
Часто именно завершающий аккорд определяет общее впечатление от работы, будь то художественное произведение или иное дело. Неудачно выбранный, нелепый или неуместный финал может испортить весь труд, даже если всё шло прекрасно до этого момента. В литературе финал играет ключевую роль, так как от него зависит запоминаемость произведения. Давайте разберемся в сути этой важнейшей композиционной части.

Что такое финал?

Финал — это заключительная сцена произведения, логическое завершение сюжета. В идеальном варианте финал должен представлять собой достижение цели героя, завершение всех сюжетных линий, наказание злодеев и вознаграждение героев. В реальности же всё может быть по-разному, и не всегда это связано с неопытностью автора, часто незавершённость истории заложена в самом сюжете.

Финал часто совпадает с развязкой, но не всегда. Бывает, проблема решена, главная интрига раскрыта, конфликт исчерпан, но автору ещё есть что сказать. Тем не менее, финал должен быть тесно связан с развязкой, иначе может возникнуть впечатление неоправданно затянутого окончания. Кроме того, возможен эпилог или послесловие, но их не следует путать с самим финалом. Эпилог часто добавляется, когда автор желает рассказать о том, как сложились дальнейшие судьбы персонажей после основного завершения истории.

Три важнейших аспекта финала

Финальная часть обычно занимает не так много места в тексте, но важно, чтобы она отражала как минимум три ключевых аспекта.

1. Событийная аспект. Это яркое событие, которое делает финал запоминающимся и ставит точку в сюжетной линии произведения. Эта сцена заключает в себе итоги действий персонажей, завершая все перипетии истории. Когда герои, спеша к своей цели, понимают, что она достигнута, или борьба за неё уже бессмысленна. Финал — это последний шаг, последние усилия героев и подать эти усилия надо ярко, запоминаемо.

2. Эмоциональный аспект. Финал вызывает эмоции. Это может быть радостный всплеск, ощущение восторга, или, наоборот, отчаяние и ненависть. Или ощущения покоя, наслаждение тем, что никуда уже не надо спешить, ведь цель достигнута.

3. Идейный аспект. Это момент подведения итогов, которые делают как герои, так и читатели. Осознание героем своего места в истории и значимости своих усилий. В идеале читатель тоже должен вынести из книги что-то ценное, даже если это не сложная философская идея.

Виды финалов

Существует множество различных концовок произведений, поэтому их полное классифицирование представляется сложной задачей. Попробую приблизительно рассортировать наиболее распространенные финалы.

Закрытый финал ясен: все сюжетные линии завершены, персонажи находятся на своих местах, по крайней мере, с точки зрения автора. Всё гармонично, ничего не прибавить.

Открытый финал более сложен, так как бывает разный. Открытый финал предполагает продолжения, он может быть открыт в той или иной степени.

• Промежуточная точка. Когда основной конфликт остается нерешенным или приостановленным на время. Герой может оказаться в тупике, не обладая достаточными ресурсами для продолжения своего пути, но с надеждой на их появление. Возможны ситуации, когда герой не победил антагониста, но сумел вернуть статус-кво. Промежуточная точка служит подстраховкой для автора, оставляя открытой возможность для продолжения истории.
• Основная линия закрыта, но проблемы других персонажей остались неразрешёнными.
• Развилка. Это провокационный финал, в котором читатель сам выбирает один из нескольких возможных вариантов развития событий. Автор предоставляет герою выбор, оставляя его на распутье.
• Таинственный финал. Сюжет завершён, но появляется загадка или недосказанность, которая будоражит воображение читателя. Этот тип финала часто встречается в мистических романах, вызывая вопрос: «Что это было?»

Все эти финалы являются открытыми в той или иной степени и предполагают возможность продолжения, сохраняя определенную завершенность. Важно различать открытый финал от незавершенной истории, которая может быть просто обрывком повествования, порой на самом интересном моменте.

Помимо открытого и закрытого финалов, можно выделить также закольцованный. Когда произведение заканчивается тем, чем началось. Некое событие нарушает спокойный ритм жизни героя, включая беготню, срочное решение проблем. В конце проблемы решаются, и герой возвращается к обычной жизни. В XIX веке такие финалы были распространены, но у современного читателя они часто вызывают разочарование и чувство лёгкого обмана. Однако, если финал содержит глубокий вывод или умную мысль, он может быть оправдан.

Ещё один вид — финал-возвращение, во многом похожий на закольцованный. В этом случае автор начинает с конца, описывая события финала вначале, а затем рассказывает, как герои достигли такой жизни. А в конце снова возвращается к началу. Такой финал нравится не всем, ведь когда знаешь, чем всё закончится, интерес изрядно пропадает.

Множественный финал часто встречается в больших романах с кучей персонажей и сюжетных линий. Каждая линия имеет свой финал, поэтому автор постепенно завершает их одну за другой. Множественный финал может быть растянут как во времени, так и в пространстве в рамках романа.

Поделиться в:

3 комментария

Assimatte
Assimatte 5 Июля
Люблю, когда финал логичный и история полностью завершается. И множественный финал тоже)
Kristina1smailova
Kristina1smailova 5 Июля
Теперь лучше понимаю, как важен финал для произведения, полезная статья
интересно, спасибо

Станьте автором, чтобы заработать c нами

Вы творческий человек, Вы любите и хотите делиться с людьми тем, в чем разбираетесь?