Задержитесь!

У нас 25023 бесплатных книг, а также есть возможность оформить подписку всего от 279 рублей в месяц!

+
Главная Избранное Каталог Библиотека Блог

Форум | Общение на разные темы

В этом разделе мы обсуждаем разные темы, которые не попали по смыслу в другие разделы форума.

Тема: Типология личности творца и внутренний конфликт с точки зрения психоанализа

 
Имя
Сообщение
Золотарёва София
Золотарёва София
Писатель, автор темы
Рег.: 24/04/2024 00:44:41
Тема создана 2024-05-22 22:59:47, обновлена: 45 дн. назад

Типология личности творца
Существуют разные подходы , концепции и школы рассмотрения человеческой психики. Соответственно личности творцов также можно рассматривать в разных модальностях.
По Гиршу творцы могут иметь полярное самоощущение. Он может быть ориентирован либо на внешний мир либо на внутренний. Экстраверт или Интроверт. И. Гёте отличался необузданным воображением, а Ф. Шиллер обладал критическим складом ума, мешавшим «свободной игре фантазии».
В.Оствальд делил творцов на «классиков» и «романтиков», имевших разные стили творческой деятельности.
«Первый тип отличается всесторонним совершенствованием и отделкой каждой работы, необщительностью характера и слабым личным влиянием на окружающую обстановку; романтик же отличается свойствами диаметрально противоположными. Не столько совершенствование отдельной работы, сколько разнообразие и поразительная оригинальность многочисленных, быстро следующих одна за другой работ, и, обыкновенно, сильное и непосредственное воздействие на своих современников…»
Гарднер выделяет два других типа : аналитический и синтетический .
Аналитический - склонен выявлять различия между объектами , а синтетический - сходство.
Люди с аналитическим мышлением имеют меньше творческого потенциала, чем с синтетическим. Первые опираются лишь на физические сходства и ищут структуру , в то время как вторые смотрят в глубину.
В. Попов показал, что по этим двум стилям четко делятся и художники. Аналитический стиль присущ Давиду, Энгру, Дюреру, Пуссену, Кенту, Бруни, Перову, Петрову-Водкину и др., а синтетический – Рембрандту, Делакруа, Ренуару, К. Моне, Ван Гогу, Мунку, Сарьяну, Левитану, Коровину, Врубелю
А.Маслоу сделал огромный вклад в изучение творческих личностей , и вот как он их описывает - они принимают себя и других такими, какие они есть; они могут быть озабочены собой, но так же легко признают потребности и желания других людей; они способны реагировать, учитывая уникальность ситуации, а не механическим или стереотипным образом; они могут быть спонтанными и творческими; они могут сопротивляться конформности и отстаивать свои позиции, следуя объективной реальности.


Внутриличностный конфликт творца

«Искусство – это ... отражение сердца художника на всех предметах, которых он касается»
Состояние вдохновения связано с почти неослабевающим постоянным напряжением, дискомфортом. Зарождение нового в сознании человека «имеет истокам особое душевное состояние, выражающиеся в неясном томительном беспокойстве, нервной возбужденности»
Как следствие , творец находясь в агонии ума проживая и наблюдая выплёскивает всё в произведение. Такие люди не ищут гармонии , им нужен этот диапазон эмоций. Многие творцы испытывают опустошение и упадок , после таких всплесков.

«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей» (Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»).
Именно конфликт является движущей энергией творчества . Человек не в силах его разрешить , изменить , принять , разрывается в порыве чувств и сублимирует это создавая прекрасное.
. «Если судьба преподносит тебе лимоны — сделай из них лимонад» (Д. Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить»).


Психоаналитические акценты в понимании творчества и творческой личности

Фрейд выделяет следующие смыслы искусства :
1) получение удовлетворения от реализации желаний, табуированных культурой;
2) возможность идентификации со своим культурным кругом;
3) нарциссическое удовлетворение, связанное с представлениями об идеале;
4) компенсаторное действие искусства, помогающего понять себя и справиться с проблемами.
ты, как будто бы она представляет собой нечто реальное».
По Фрейду человек проигрывает нереальные фантазии, по средствам создания произведений. В процессе создания происходит высвобождение либидо или напряжение бессознательных конфликтов.



Творци ведёт энергия влечений, которые он реализует в фантазиях.
Разрядка позволяет художнику уйти от невроза.
Процесс формирования творческой личности и мотивы, считает Фрейд, связывает с сексуальностью, забытыми впечатлениями определившими бессознательное влечение художника.
Очень значима работа Фрейда «Достоевский и отцеубийство»
В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд раскрывает механизмы бессознательной работы. Остроумная шутка доставляет удовольствие, связанное с разрядкой интеллектуального конфликта, она как бы внезапно всплывает, снимая напряжение, переключая человека с бессознательного на уровень осознанности.
Очень значима работа Фрейда «Достоевский и отцеубийство»
В ней проиллюстрирован механизм формирования Эдипова комплекса и способ его сублимации через братьев Карамазовых. Все четыре сына ненавидят отца, боятся эго и суперэго и один из братьев убивает его.
Отец русского классика был холодным и жестоким. Страх перед отцовским величием , подавляет истинное желание отцеубийства.
Он часто чувствовал себя опустошенным, буквально мертвым, желание смерти отцу превращалась у него в чувство вины за это желание и реакцию, в которой он наказывал сам себя, представляя себя уже мертвым.
Разрешить такой конфликт можно, если бы мальчик принял женскую пассивную роль, но на это стоит социальный запрет.
Когда переживания становятся невыносимыми, Достоевский уходит в эпилептические припадки, которые сопровождаются блаженством.
Вероятно, такое же освобождение Достоевский пережил бы, получив весть о смерти отца. Эдипов комплекс он сублимирует через произведения.С точки зрения Фрейда, комплекс дает неисчерпаемую энергию для творчества.
Анастасия Александрова
Анастасия Александрова
Читатель
Рег.: 17/04/2024 23:13:04
65 дн. назад

Добрый день. Психоанализ рассматривает творчество как способность создавать что-то новое и оригинальное. Эта способность в качестве своего источника использует высвобождающуюся психическую энергию, сосредоточенную в области бессознательного. Сама специфика творческой деятельности определяет объективность, безличность, в определённом смысле «сверхчеловечность» фигуры творца. Он сам становится инструментом собственной творческой деятельности, он — орудие, посредством которого реализуется врождённый творческий потенциал человечества.
Vualttrass
Vualttrass
Читатель
Рег.: 12/04/2024 13:55:25
63 дн. назад
Vualttrass пишет:

Интересно, такой подход позволяет задуматься, а не необходим ли невроз или другое расстройство психики, чтобы творческое произведение состоялось? Как тут сказано: "Состояние вдохновения связано с почти неослабевающим постоянным напряжением, дискомфортом. Зарождение нового в сознании человека «имеет истокам особое душевное состояние, выражающиеся в неясном томительном беспокойстве, нервной возбужденности»".

Что-то подсказывает, что выдающееся творчество невозможно без сублимации какого-то сильного, уникального душевного конфликта. Творчество на уровне ремесленничества вполне может отражать гармоничные чувства, но что-то с приставкой "сверх-" как будто всегда имеет историю совладания с болью.
БАТЫРГАРЕЕВА ДИНА
БАТЫРГАРЕЕВА ДИНА
Читатель
Рег.: 16/04/2024 13:06:56

Типология личности творца
Существуют разные подходы , концепции и школы рассмотрения человеческой психики. Соответственно личности творцов также можно рассматривать в разных модальностях.
По Гиршу творцы могут иметь полярное самоощущение. Он может быть ориентирован либо на внешний мир либо на внутренний. Экстраверт или Интроверт. И. Гёте отличался необузданным воображением, а Ф. Шиллер обладал критическим складом ума, мешавшим «свободной игре фантазии».
В.Оствальд делил творцов на «классиков» и «романтиков», имевших разные стили творческой деятельности.
«Первый тип отличается всесторонним совершенствованием и отделкой каждой работы, необщительностью характера и слабым личным влиянием на окружающую обстановку; романтик же отличается свойствами диаметрально противоположными. Не столько совершенствование отдельной работы, сколько разнообразие и поразительная оригинальность многочисленных, быстро следующих одна за другой работ, и, обыкновенно, сильное и непосредственное воздействие на своих современников…»
Гарднер выделяет два других типа : аналитический и синтетический .
Аналитический - склонен выявлять различия между объектами , а синтетический - сходство.
Люди с аналитическим мышлением имеют меньше творческого потенциала, чем с синтетическим. Первые опираются лишь на физические сходства и ищут структуру , в то время как вторые смотрят в глубину.
В. Попов показал, что по этим двум стилям четко делятся и художники. Аналитический стиль присущ Давиду, Энгру, Дюреру, Пуссену, Кенту, Бруни, Перову, Петрову-Водкину и др., а синтетический – Рембрандту, Делакруа, Ренуару, К. Моне, Ван Гогу, Мунку, Сарьяну, Левитану, Коровину, Врубелю
А.Маслоу сделал огромный вклад в изучение творческих личностей , и вот как он их описывает - они принимают себя и других такими, какие они есть; они могут быть озабочены собой, но так же легко признают потребности и желания других людей; они способны реагировать, учитывая уникальность ситуации, а не механическим или стереотипным образом; они могут быть спонтанными и творческими; они могут сопротивляться конформности и отстаивать свои позиции, следуя объективной реальности.


Внутриличностный конфликт творца

«Искусство – это ... отражение сердца художника на всех предметах, которых он касается»
Состояние вдохновения связано с почти неослабевающим постоянным напряжением, дискомфортом. Зарождение нового в сознании человека «имеет истокам особое душевное состояние, выражающиеся в неясном томительном беспокойстве, нервной возбужденности»
Как следствие , творец находясь в агонии ума проживая и наблюдая выплёскивает всё в произведение. Такие люди не ищут гармонии , им нужен этот диапазон эмоций. Многие творцы испытывают опустошение и упадок , после таких всплесков.

«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей» (Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»).
Именно конфликт является движущей энергией творчества . Человек не в силах его разрешить , изменить , принять , разрывается в порыве чувств и сублимирует это создавая прекрасное.
. «Если судьба преподносит тебе лимоны — сделай из них лимонад» (Д. Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить»).


Психоаналитические акценты в понимании творчества и творческой личности

Фрейд выделяет следующие смыслы искусства :
1) получение удовлетворения от реализации желаний, табуированных культурой;
2) возможность идентификации со своим культурным кругом;
3) нарциссическое удовлетворение, связанное с представлениями об идеале;
4) компенсаторное действие искусства, помогающего понять себя и справиться с проблемами.
ты, как будто бы она представляет собой нечто реальное».
По Фрейду человек проигрывает нереальные фантазии, по средствам создания произведений. В процессе создания происходит высвобождение либидо или напряжение бессознательных конфликтов.



Творци ведёт энергия влечений, которые он реализует в фантазиях.
Разрядка позволяет художнику уйти от невроза.
Процесс формирования творческой личности и мотивы, считает Фрейд, связывает с сексуальностью, забытыми впечатлениями определившими бессознательное влечение художника.
Очень значима работа Фрейда «Достоевский и отцеубийство»
В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд раскрывает механизмы бессознательной работы. Остроумная шутка доставляет удовольствие, связанное с разрядкой интеллектуального конфликта, она как бы внезапно всплывает, снимая напряжение, переключая человека с бессознательного на уровень осознанности.
Очень значима работа Фрейда «Достоевский и отцеубийство»
В ней проиллюстрирован механизм формирования Эдипова комплекса и способ его сублимации через братьев Карамазовых. Все четыре сына ненавидят отца, боятся эго и суперэго и один из братьев убивает его.
Отец русского классика был холодным и жестоким. Страх перед отцовским величием , подавляет истинное желание отцеубийства.
Он часто чувствовал себя опустошенным, буквально мертвым, желание смерти отцу превращалась у него в чувство вины за это желание и реакцию, в которой он наказывал сам себя, представляя себя уже мертвым.
Разрешить такой конфликт можно, если бы мальчик принял женскую пассивную роль, но на это стоит социальный запрет.
Когда переживания становятся невыносимыми, Достоевский уходит в эпилептические припадки, которые сопровождаются блаженством.
Вероятно, такое же освобождение Достоевский пережил бы, получив весть о смерти отца. Эдипов комплекс он сублимирует через произведения.С точки зрения Фрейда, комплекс дает неисчерпаемую энергию для творчества.

Добрый день. Психоанализ рассматривает творчество как способность создавать что-то новое и оригинальное. Эта способность в качестве своего источника использует высвобождающуюся психическую энергию, сосредоточенную в области бессознательного. Сама специфика творческой деятельности определяет объективность, безличность, в определённом смысле «сверхчеловечность» фигуры творца. Он сам становится инструментом собственной творческой деятельности, он — орудие, посредством которого реализуется врождённый творческий потенциал человечества.

Интересно, такой подход позволяет задуматься, а не необходим ли невроз или другое расстройство психики, чтобы творческое произведение состоялось? Как тут сказано: "Состояние вдохновения связано с почти неослабевающим постоянным напряжением, дискомфортом. Зарождение нового в сознании человека «имеет истокам особое душевное состояние, выражающиеся в неясном томительном беспокойстве, нервной возбужденности»".

Что-то подсказывает, что выдающееся творчество невозможно без сублимации какого-то сильного, уникального душевного конфликта. Творчество на уровне ремесленничества вполне может отражать гармоничные чувства, но что-то с приставкой "сверх-" как будто всегда имеет историю совладания с болью.

Подробная статья, с глубоким анализом. Спасибо,


Для публикации новых тем и ответов в темах вам нужно войти на сайт.

Станьте автором, чтобы заработать c нами

Вы творческий человек, Вы любите и хотите делиться с людьми тем, в чем разбираетесь?