Форум | Советы писателю и сценаристу - справочник автора

Как написать книгу? Как стать писателем? Справочник писателя. Писательское мастерство. Обучение на писателя

Тема: Литература средневековья - жанр exempla

 
Имя
Сообщение
Администратор
Администратор
Администрация, Диктор, автор темы
Рег.: 26/10/2022 18:28:39
Тема создана 2022-12-23 15:48:35, обновлена: 550 дн. назад

Среди множества жанров средневековой литературы особо выделяются exempla (лат. «примеры»). Ниже – девять отличительных черт этого жанра.

1) Exempla – краткие повествовательные истории. Они составлялись церковными проповедниками и клириками, чтобы наглядно проиллюстрировать абстрактные догмы католической веры. Главная цель «примеров» – воздействие на сознание верующих и их религиозное наставление.
2) Exempla отличаются динамичностью развития сюжета, в них нет монотонности или излишней экспрессии. Паству нужно было заинтересовать, увлечь – и «примеры» прекрасно выполняли эту роль.
3) В основе сюжета таких «примеров» лежит некая история, в которой участвовали как люди, так и представители иного мира: Христос, Богородица, святые, бесы и даже Сатана. Характерно, что средневековый человек был полностью уверен в подлинности этих историй. Причем это было характерно не только для слушателей. Монахи и клирики, которые записывали рассказы, клялись Господом в их правдивости и что многие очевидцы видели это своими глазами.
4) Описанное в «примере» могло произойти с любым человеком – крестьянином, монахом, ремесленником, преступником. Человек стоит в центре повествования. Но важен не столько он сам, сколько его душа и ее состояние – греховное или благочестивое.
5) Мир exempla двуедин. С одной стороны, существует реальная местность или объект – замок, монастырь, город, деревня. С другой стороны, в него «вклинивается» мир потусторонний, образуя причудливый сплав двух миров, которые изначально существуют параллельно.
6) Святые в «примерах», взаимодействуя с миром живых, приобретают вполне земные черты. Они могут быть раздражительными или услужливыми, милосердными или жестокими. Их влияние на жизнь человека становилось определяющим, а момент встречи человека с ними – переломным в его существовании.
7) Черти и бесы также не обязательно абсолютно злы. Часто они выступают в роли помощников людей или проповедников, служат Богородице или Христу. Порой можно встретить описания их угрызений совести, желания искупить грехи. То есть в людском сознании зло и добро не были абсолютными величинами. Как святой, так и бес могли нести в себе оба этих начала.
8) В мире exempla не только святые или черти взаимодействуют с живыми людьми. Часто мы можем наблюдать и то, как мертвые влияют на реальный мир, соприкасаясь с ним. Все это отражает веру людей той эпохи в наличие связи между мирами и возможность их общения.
9) В «примерах» отражено не только то, как простые люди воспринимали христианскую веру и ее доктрины, но и то, как народное осознание этой самой веры влияло на носителей официальной доктрины. В exempla показано взаимное влияние Церкви и народа друг на друга.

Среди множества жанров средневековой литературы особо выделяются exempla (лат. «примеры»). Ниже – девять отличительных черт этого жанра.

1) Exempla – краткие повествовательные истории. Они составлялись церковными проповедниками и клириками, чтобы наглядно проиллюстрировать абстрактные догмы католической веры. Главная цель «примеров» – воздействие на сознание верующих и их религиозное наставление.
2) Exempla отличаются динамичностью развития сюжета, в них нет монотонности или излишней экспрессии. Паству нужно было заинтересовать, увлечь – и «примеры» прекрасно выполняли эту роль.
3) В основе сюжета таких «примеров» лежит некая история, в которой участвовали как люди, так и представители иного мира: Христос, Богородица, святые, бесы и даже Сатана. Характерно, что средневековый человек был полностью уверен в подлинности этих историй. Причем это было характерно не только для слушателей. Монахи и клирики, которые записывали рассказы, клялись Господом в их правдивости и что многие очевидцы видели это своими глазами.
4) Описанное в «примере» могло произойти с любым человеком – крестьянином, монахом, ремесленником, преступником. Человек стоит в центре повествования. Но важен не столько он сам, сколько его душа и ее состояние – греховное или благочестивое.
5) Мир exempla двуедин. С одной стороны, существует реальная местность или объект – замок, монастырь, город, деревня. С другой стороны, в него «вклинивается» мир потусторонний, образуя причудливый сплав двух миров, которые изначально существуют параллельно.
6) Святые в «примерах», взаимодействуя с миром живых, приобретают вполне земные черты. Они могут быть раздражительными или услужливыми, милосердными или жестокими. Их влияние на жизнь человека становилось определяющим, а момент встречи человека с ними – переломным в его существовании.
7) Черти и бесы также не обязательно абсолютно злы. Часто они выступают в роли помощников людей или проповедников, служат Богородице или Христу. Порой можно встретить описания их угрызений совести, желания искупить грехи. То есть в людском сознании зло и добро не были абсолютными величинами. Как святой, так и бес могли нести в себе оба этих начала.
8) В мире exempla не только святые или черти взаимодействуют с живыми людьми. Часто мы можем наблюдать и то, как мертвые влияют на реальный мир, соприкасаясь с ним. Все это отражает веру людей той эпохи в наличие связи между мирами и возможность их общения.
9) В «примерах» отражено не только то, как простые люди воспринимали христианскую веру и ее доктрины, но и то, как народное осознание этой самой веры влияло на носителей официальной доктрины. В exempla показано взаимное влияние Церкви и народа друг на друга.


Для публикации новых тем и ответов в темах вам нужно войти на сайт.

Станьте автором, чтобы заработать c нами

Вы творческий человек, Вы любите и хотите делиться с людьми тем, в чем разбираетесь?