В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Термин "лирический герой" был введен Ю.Н. Тыняновым в 1921 году и означает носителя переживания, выраженного в лирике. Лирический герой - это художественный "двойник" автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций, таких как циклы, книги стихов, лирические поэмы, вся совокупность лирики. Он представляет собой четко очерченный образ или жизненную роль, обладающую определенностью, индивидуальностью судьбы и психологической отчетливостью внутреннего мира.
Лирический герой может быть присутствующим не во всех произведениях поэта-лирика, и о нем нельзя судить по одному стихотворению. Представление о лирическом герое складывается из циклов стихов поэта или из всего его поэтического творчества. Это особая форма выражения авторского сознания.
Лирический герой играет две роли: он является источником речи и объектом изображения. Он стоит открыто между читателем и изображаемым миром, позволяя нам судить о нем через то, что ему близко, что вызывает его протест, как он воспринимает мир и свою роль в нем, и т.д. Внутри лирического героя характерно наличие идеологического и психологического единства; в разных стихотворениях раскрывается единая личность в ее отношении к миру и к самой себе. Иногда единство внутреннего облика может сопровождаться биографическим единством, где разные стихотворения объединяются в эпизоды жизни определенного человека. Примером определенности лирического героя в его психологическом, биографическом и эмоциональном аспектах являются поэзия М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, В. Маяковского, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Высоцкого и других. В их лирических произведениях формируется цельный образ личности, который является психологически, биографически и эмоционально осязаемым, с характерными реакциями на события в мире и т.д.
Однако существуют лирические системы, где лирический герой не выступает на передний план, и мы не можем сказать ничего конкретного о его психологии, биографии или эмоциональном мире. В таких случаях отсутствует личность как основной объект изображения или ощутимая призма, через которую воспринимается действительность. Вместо этого говорят о поэтическом мире конкретного поэта. Примером такого подхода может служить творчество А.А. Фета с его особым поэтическим видением мира. В поэзии А.А. Фета присутствует постоянное обращение к его отношению к миру, его любви, страданиям и восприятию природы. Он часто использует личное местоимение первого лица единственного числа, и более чем сорок его произведений начинаются со слова "я". Однако, это "я" не является лирическим героем Фета, поскольку у него отсутствует как внешняя, биографическая, так и внутренняя определенность, которая позволила бы рассматривать его как конкретную личность. Лирическое "я" поэта представляет собой взгляд на мир, по сути, абстрагированный от конкретной индивидуальности.