Задатки - анатомо-физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств; особенности нервной системы, нейродинамических свойств мозга; особенности функциональной асимметрии больших полушарий, работы различных анализаторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга; скорость образования временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй сигнальных систем и др.
Исходя из вышесказанного, приходим к выводу, что задатки — это некие потенциальные возможности человека, они не иду на ровне со способностями, то есть присутствие задатков у человека дает сигнал к проявлению природных способностей, которое должно сопровождаться развитием и усиленным трудом.
Стоит отметить, что задатки имеют различные значения для разных видов способностей. Например, ведущими свойствами литературных способностей являются: особенности творческого воображения и мышления; яркие, наглядные образы памяти; чувство языка; развитие эстетических чувств. А ведущими свойствами математических способностей являются: умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мысли. Для педагогических способностей ведущими являются: педагогический такт, наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.
Там же, по мнению Б.М. Теплова, от рождения человек не имеет способностей, но у него имеются определенные природные предпосылки — задатки — для их развития в определенных условиях.
Из сказанного следует, что задатки это и есть базовая составляющая человека в понимании способностей. Б.М. Теплов взял за основу задатки, как некую предпосылку к развитию природных способностей, одиноко при этом необходимы некоторые условия.
Способность к определенной деятельности можно развить и при слабых природных предпосылках, но сильной мотивации и активной деятельности. Например, в некоторых исследованиях доказано, что при определенной настойчивости научиться рисовать может каждый человек (Дружинин В. Н., 1999; Ильин Е. П., 2009; Шадриков В. Д., 2019 и др.).
Таким образом, задатки – это природная, врожденная составляющая часть человека, которая имеет основу к высокому уровню развития природных способностей. При этом задатки не определяют будущее человека, а именного его жизненный путь. Сопровождение предпосылок к способностям в виде задатков формируют различные индивидуальные пути развития.