Тесты-задания и тесты-опросники дают более расширенное представление в диагностики способностей именно творческих и креативных способностей.
Изучив тесты на творческие способности у испытуемого можно выявить склонность к креативности, однако по ним невозможно определить не креативность, так утверждает Ахметгалеева. На это влияет множество факторов, уделив внимание именно составлению теста и его конкретности или же структурированности, человек лишь может обратиться лишь к той сфере или области исследования в которой будет проходить дальнейшее диагностировании.
Что касается тестов-опростников или стандартных тестов для самодиагностики – их не мало. Определить с помощью них свои склонности к творчеству или креативности, а также взаимоисключающих для себя характерных задатков. Относительно суждений и совпавших с ними ответами, выстаивается и формируется заключительная часть опросника – то есть его интерпретация, которая также показывает степень развития креативных способностей.
На ряду со многими опросниками креативности выделяется экспресс методика психодиагностики креативности Д. Джносона, которая в качестве дополнения может быть применена к тестам творческого мышления П. Торренса и Дж. Гилфорда.
Данный опросник креативности состоит из восьми характеристик творческого поведения и отношения к проблеме. Для выявления уровня креативности каждый пункт опросника оценивается экспертом на основе его опыта наблюдений за оцениваемым. Кроме того, данный опросник позволяет также провести самооценку по предложенным восьми пунктам. Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций.
По результатам, общей оценкой креативности является сумма баллов по восьми пунктам. Далее полученные данных анализируется и интерпретируется касательно показателей методики.
Относительно примеров с тестом-заданиями проявляющие способности к оценки дивергентному мышлению, было положено Дж. Гилфородом.
Что же такое дивергентное мышление? Дивергентное мышление – такой тип мышления, при котором, человек способен найти множество оригинальных и нестандартных направлений для решений каких-либо задач.
Психолог Дж. Гилфрод ввел впервые понятие «дивергентному мышлению», описав его как «мышление, идущее в разных направлениях».
Кроме того, Дж. Гилфорд разработал методику Вартега «Круги», при прохождении которого можно дать оценку о креативности опираясь на дивергентное мышление. Методика характеризуется как: беглость, гибкость и оригинальность.
Перед прохождением, необходимо уделить внимание изучению инструкции, чтобы не упустить важные детали при обработке результатом и подводя итоге самой диагностике.
За основу методике Вартега берется бланк с нарисованными 20 кругами. Задача испытуемого состоит в том, чтобы нарисовать предметы или явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один круг для рисунка. На выполнение задание дается 5 минут.
При обработке и интерпретации результатов учитываются: беглость мышления, гибкость, а также степень оригинальности
Таким образом, диагностика креативности и творческих способностей человека занимает важную роль в дальнейшем его эффективном развитии.