Задержитесь!

У нас 24850 бесплатных книг, а также есть возможность оформить подписку всего от 279 рублей в месяц!

+
Главная Избранное Каталог Библиотека Блог

Форум | Общение на разные темы

В этом разделе мы обсуждаем разные темы, которые не попали по смыслу в другие разделы форума.

Тема: Уровни развития способностей: талант, гениальность, одаренность.

 
Имя
Сообщение
Гость-1063503
Гость-1063503
Читатель, автор темы
Рег.: 03/05/2024 21:20:01
Тема создана 2024-05-23 12:41:44, обновлена: 53 дн. назад
Гость-1063503 пишет:

Когда мы говорим о творческой личности, то обычно используем такие понятия: "способности", "одаренность", "талант", "гениальность". Часто, употребляя эти термины, мы не устанавливаем четких границ между ними. А ведь это целая проблема в психологии. Кроме того, вопрос этот актуален и в других сферах, в т.ч. в искусстве.

Как можно понять из заголовка, основу для таланта, гениальности и одаренности составляют именно способности. Ведь способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Так, способности - норма человеческого бытия. Отсутствие способностей - ненормальность в развитии.[2] С. Л. Рубинштейн говорил, что развитие человека "и есть развитие его способностей, это и есть суть то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления и знаний и умений".[4]

Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, но для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно развита на предыдущем уровне.

В психологии чаще предлагается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность. [3] Рассмотрим далее более подробно каждый из названных уровней.

После способностей идет такой уровень развития, как одаренность. Одаренность рассматривается как своеобразное сочетание способностей, обеспечивающих человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Одаренность проявляется еще и в том, что одаренному для накопления опыта достаточно меньше практики.

Талант - следующий уровень развития способностей человека, под которым понимается высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. Талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом.

Гениальностью называют высший уровень развития способностей. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Гений уникален, не похож на других людей. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче. [5]

Согласно Б.Теплову, всякое развитие не протекает прямолинейно. На отдельных этапах возможны противоречия между способностями и склонностями. Но отсюда вовсе не следует, что склонности независимы от способностей. Высокая корреляция между способностями и склонностями отмечается многими психологами.[1]

Как же использовать эту информацию в творчестве? Каждый писатель может сделать для себя один простой вывод: для развития способностей к данному виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности.


Литература:
1. Психология человека в современном мире: в 6 т. Т.2 / Абашидзе Т.Т. [и др.]. - М.: Институт психологии РАН, 2009.
2. Психология креативности, одаренности и гениальности / И.А. Кибальченко, Т.В. Эксакусто. - Ростов-на-Дону - Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2021.
3. Психология способностей / Т.М. Хрусталева. - Пермь: ПГГПУ, 2013.
4. Способности и одаренность человека / В.Д. Шадриков. - М.: Институт психологии РАН, 2019.
5. Творческие способности обучающихся: метод. разработка / сост. Э.Э. Ташматова. - Тольятти, 2014.
Vualttrass
Vualttrass
Читатель
Рег.: 12/04/2024 13:55:25
59 дн. назад
Vualttrass пишет:

Получается, талант не обнаружить, пока через деятельность не проявятся способности и одаренность?
Гость-1063503
Гость-1063503
Читатель
Рег.: 03/05/2024 21:20:01
59 дн. назад
Гость-1063503 пишет:

{quote:1/85180/#p85200}Получается, талант не обнаружить, пока через деятельность не проявятся способности и одаренность?
// id:1062592{quote}


Да, все верно. Талант и одаренность проявляются и развиваются именно в деятельности.
Анастасия Александрова
Анастасия Александрова
Читатель
Рег.: 17/04/2024 23:13:04
53 дн. назад

Чтобы реализовать талант, необходимо усердно работать, постоянно повышая свой профессиональный уровень и расширяя знания. Важно учитывать, что талант полноценно раскрывается лишь тогда, когда человек осознаёт, что приносит с его помощью пользу другим людям. Для мозга это важный сигнал, который даёт чувство удовлетворения. Благодаря этому талант развивается быстрее и лучше, позволяя человеку реализовать свой потенциал.
Спасибо сказали: Гость-1063503

Когда мы говорим о творческой личности, то обычно используем такие понятия: "способности", "одаренность", "талант", "гениальность". Часто, употребляя эти термины, мы не устанавливаем четких границ между ними. А ведь это целая проблема в психологии. Кроме того, вопрос этот актуален и в других сферах, в т.ч. в искусстве.

Как можно понять из заголовка, основу для таланта, гениальности и одаренности составляют именно способности. Ведь способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Так, способности - норма человеческого бытия. Отсутствие способностей - ненормальность в развитии.[2] С. Л. Рубинштейн говорил, что развитие человека "и есть развитие его способностей, это и есть суть то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления и знаний и умений".[4]

Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, но для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно развита на предыдущем уровне.

В психологии чаще предлагается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность. [3] Рассмотрим далее более подробно каждый из названных уровней.

После способностей идет такой уровень развития, как одаренность. Одаренность рассматривается как своеобразное сочетание способностей, обеспечивающих человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Одаренность проявляется еще и в том, что одаренному для накопления опыта достаточно меньше практики.

Талант - следующий уровень развития способностей человека, под которым понимается высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. Талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом.

Гениальностью называют высший уровень развития способностей. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Гений уникален, не похож на других людей. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче. [5]

Согласно Б.Теплову, всякое развитие не протекает прямолинейно. На отдельных этапах возможны противоречия между способностями и склонностями. Но отсюда вовсе не следует, что склонности независимы от способностей. Высокая корреляция между способностями и склонностями отмечается многими психологами.[1]

Как же использовать эту информацию в творчестве? Каждый писатель может сделать для себя один простой вывод: для развития способностей к данному виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности.


Литература:
1. Психология человека в современном мире: в 6 т. Т.2 / Абашидзе Т.Т. [и др.]. - М.: Институт психологии РАН, 2009.
2. Психология креативности, одаренности и гениальности / И.А. Кибальченко, Т.В. Эксакусто. - Ростов-на-Дону - Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2021.
3. Психология способностей / Т.М. Хрусталева. - Пермь: ПГГПУ, 2013.
4. Способности и одаренность человека / В.Д. Шадриков. - М.: Институт психологии РАН, 2019.
5. Творческие способности обучающихся: метод. разработка / сост. Э.Э. Ташматова. - Тольятти, 2014.

Получается, талант не обнаружить, пока через деятельность не проявятся способности и одаренность?

Vualttrass

Получается, талант не обнаружить, пока через деятельность не проявятся способности и одаренность?



Да, все верно. Талант и одаренность проявляются и развиваются именно в деятельности.

Чтобы реализовать талант, необходимо усердно работать, постоянно повышая свой профессиональный уровень и расширяя знания. Важно учитывать, что талант полноценно раскрывается лишь тогда, когда человек осознаёт, что приносит с его помощью пользу другим людям. Для мозга это важный сигнал, который даёт чувство удовлетворения. Благодаря этому талант развивается быстрее и лучше, позволяя человеку реализовать свой потенциал.


Для публикации новых тем и ответов в темах вам нужно войти на сайт.

Станьте автором, чтобы заработать c нами

Вы творческий человек, Вы любите и хотите делиться с людьми тем, в чем разбираетесь?