Рефлексологическая теория творчества была предложена советским психологом Иваном Петровичем Павловым. Он считал, что творчество возникает в результате рефлексов, которые условным образом связаны с творческой деятельностью.
Основные положения теории:
1.Условные рефлексы: Творчество провоцируется условными рефлексами, сформированными в процессе обучения и опыта. Например, звук пишущей машинки может быть связан с идеями для письма.
2.Системы рефлексов:Творческие способности зависят от системы рефлексов, связанных с творческой деятельностью. Сильные и гибкие системы рефлексов способствуют творческому мышлению.
3.Новое окружение: Творчество возникает, когда человек сталкивается с новой ситуацией или окружением. Эти новые стимулы запускают условные рефлексы, связанные с творчеством.
4.Оптимальный уровень возбуждения: Творчество требует оптимального уровня возбуждения в коре головного мозга. Слишком низкий или слишком высокий уровень возбуждения может подавлять творческий процесс.
5.Индивидуальные различия: Творческие способности варьируются в зависимости от индивидуальных различий в рефлекторной системе. Некоторые люди имеют более сильные и гибкие системы рефлексов, которые предрасполагают к творчеству.
Этапы творческого процесса:
Согласно рефлексологической теории, творческий процесс состоит из следующих этапов:
1. Привычные действия: Индивид выполняет обычные действия, связанные с творческой деятельностью.
2. Столкновение с проблемой: Индивид сталкивается с проблемой или несоответствием, которое прерывает обычную деятельность.
3. Динамический стереотип: Индивид прибегает к динамическому стереотипу, то есть к последовательности условных рефлексов, связанных с решением подобных проблем.
4. Прерывание стереотипа: Проблема не может быть решена с помощью динамического стереотипа.
5. Разрушение стереотипа: Индивид разрушает существующий стереотип и ищет новые решения.
6. Формирование нового стереотипа: Индивид формирует новый динамический стереотип, который приводит к творческому решению.
Значение:
Рефлексологическая теория творчества подчеркивает роль условных рефлексов и опыта в развитии творческих способностей. Она также предполагает, что творчество возникает в результате взаимодействия между фиксированными и гибкими компонентами рефлекторной системы. Теория была влиятельной в советской психологии, но позже подверглась критике из-за своей детерминистической природы и недооценки роли сознательных процессов в творчестве.
Кроме пересказа спорной теории, как Вы сами к ней относитесь?
Вот мне очевидно, что иррациональную композицию, чем творчество и является, низводят к рефлексии, привычке, что представляет собой статистическое усреднение полученного опыта. Попробуйте моё суждение опровергнуть!
{quote:1/85279/#p85323}Как же сильно в Советском союзе хотели все стандартизировать)
// id:1063753{quote}
Причём здесь СССР и конкретно одна из работ учёного?
Сам Павлов: известный рефлексолог своим любимым детищем пытался объяснить всё и вся. Естественно где-то ошибался, что никак не умаляет достоинств его изысканий и научного творчества.
Рефлексологическая теория творчества была предложена советским психологом Иваном Петровичем Павловым. Он считал, что творчество возникает в результате рефлексов, которые условным образом связаны с творческой деятельностью.
Основные положения теории:
1.Условные рефлексы: Творчество провоцируется условными рефлексами, сформированными в процессе обучения и опыта. Например, звук пишущей машинки может быть связан с идеями для письма.
2.Системы рефлексов:Творческие способности зависят от системы рефлексов, связанных с творческой деятельностью. Сильные и гибкие системы рефлексов способствуют творческому мышлению.
3.Новое окружение: Творчество возникает, когда человек сталкивается с новой ситуацией или окружением. Эти новые стимулы запускают условные рефлексы, связанные с творчеством.
4.Оптимальный уровень возбуждения: Творчество требует оптимального уровня возбуждения в коре головного мозга. Слишком низкий или слишком высокий уровень возбуждения может подавлять творческий процесс.
5.Индивидуальные различия: Творческие способности варьируются в зависимости от индивидуальных различий в рефлекторной системе. Некоторые люди имеют более сильные и гибкие системы рефлексов, которые предрасполагают к творчеству.
Этапы творческого процесса:
Согласно рефлексологической теории, творческий процесс состоит из следующих этапов:
1. Привычные действия: Индивид выполняет обычные действия, связанные с творческой деятельностью.
2. Столкновение с проблемой: Индивид сталкивается с проблемой или несоответствием, которое прерывает обычную деятельность.
3. Динамический стереотип: Индивид прибегает к динамическому стереотипу, то есть к последовательности условных рефлексов, связанных с решением подобных проблем.
4. Прерывание стереотипа: Проблема не может быть решена с помощью динамического стереотипа.
5. Разрушение стереотипа: Индивид разрушает существующий стереотип и ищет новые решения.
6. Формирование нового стереотипа: Индивид формирует новый динамический стереотип, который приводит к творческому решению.
Значение:
Рефлексологическая теория творчества подчеркивает роль условных рефлексов и опыта в развитии творческих способностей. Она также предполагает, что творчество возникает в результате взаимодействия между фиксированными и гибкими компонентами рефлекторной системы. Теория была влиятельной в советской психологии, но позже подверглась критике из-за своей детерминистической природы и недооценки роли сознательных процессов в творчестве.
Кроме пересказа спорной теории, как Вы сами к ней относитесь?
Вот мне очевидно, что иррациональную композицию, чем творчество и является, низводят к рефлексии, привычке, что представляет собой статистическое усреднение полученного опыта. Попробуйте моё суждение опровергнуть!
Причём здесь СССР и конкретно одна из работ учёного?
Сам Павлов: известный рефлексолог своим любимым детищем пытался объяснить всё и вся. Естественно где-то ошибался, что никак не умаляет достоинств его изысканий и научного творчества.
Для публикации новых тем и ответов в темах вам нужно войти на сайт.
Станьте автором, чтобы заработать c нами
Вы творческий человек, Вы любите и хотите делиться с людьми тем, в чем разбираетесь?