Итак, внимание, вопрос!
Допустим ли мат в современной литературе?
Вопрос довольно двоякий. С одной стороны, "нет, ни в коем случае!"
Почему? Потому что это "мат"! Это некультурно, некрасиво и вообще фи таким быть! Мы же не быдло подзаборное, мы цивилизованные люди и прекрасно обходимся без него... обычно.
Вот в этом-то "обычно" и заключается обратная сторона вопроса.
Что делает персонажа "живым"? Как изобразить в книге, допустим, обычного среднестатистического работника какой-нибудь фирмы или завода? Допустим, если по сюжету ГГ, пардон, поймал монстр, оторвал ему руку и сейчас грозится впендюрить хвост с жалом в задний проход до самого желудка с заездом в печень и почки? ГГ, выросший в лихие девяностые, далеко не в самой благополучной обстановке, и имеющий в биографии не одну "черную кляксу", будет его мысленно называть на "Вы"? Или обложит матом (цензура)учего (цензура)соса в три этажа?
Дык понимаете ли, можно и без матерных слов в тексте романа популярно объяснить читателю, что монстра обложили матом. А можно и с матом произвести впечатление, что и монстр, и герой картонные. И, уж извините, если в описываемой вами ситуации герой будет выражаться, хоть матерно, хоть цензурно, хоть мысленно, хоть вслух, то монстр таки сделает, что запланировал. потому что если ГГ с оторванной рукой способен выражаться (а не подыхать от шока и кровопотери), то ему похрену то, что произойдет с его задним проходом - подумаешь, фигня какая, и это перенесет.
{quote:2474/35699/#p35701}Дык понимаете ли, можно и без матерных слов в тексте романа популярно объяснить читателю, что монстра обложили матом. А можно и с матом произвести впечатление, что и монстр, и герой картонные.
// id:493{quote}
Именно!!! Мат - это тот же инструмент. Дай дураку два титановых шарика он один протеряет другой сломает. Русский язык великолепен тем что разными словами можно выразить одну мысль и бывает что без мата получается даже обиднее. Имхо - мат крайность за которую автору заступать нельзя категорически. Есть предел - тот же пресловутый "хрен". Это и грубо и эмоционально и вкусно в конце концов. Но мат... увольте-с.
{quote:2474/35699/#p35699}поймал монстр, оторвал ему руку и сейчас грозится впендюрить хвост с жалом в задний проход до самого желудка с заездом в печень и почки?
// id:53035{quote}
"И тут ГГ выдал такую серию перлов от Dyadya Wasya, что у монстра начали отсыхать и тихо крошиться уши, не говоря уже о мгновенно наступившей неизлечимой импотенции..."
id:24146, ...а хвост с жалом в предсмертной судороге продолжал погружаться в задний проход, угрожая уже не только печени и почкам, но и гипоталамусу с мозжечком.
Колокола гудели…
Графиня фон Пиксафон попудрила свои губы и кокетливо улыбнулась.
— Стук-стук! — раздался стук, и в дверь просунулась чья-то выхоленная борода.
— Войдите, — сказала графиня по-французски.
— Мерси, — сказала борода, входя.
Это была борода не кто иная, как барон Штепсель.
— Ах! — подумала графиня фон Пиксафон, падая без чувств.
— Осторожней падайте, графиня! — раздался чей-то голос из-под кровати.
Это был голос не кто иной, как Васька Хрящ, который хотел ограбить графиню, но, раскаявшись в своих преступлениях, он решил предаться в руки правосудия.
— Ах! — сказала графиня по-французски, падая без чувств.
— В чем дело? — воскликнул барон, наставляя на Ваську револьвер с пулями.
— Вяжите меня! — хрипло сказал Васька, зарыдав от счастья. И все трое обнялись, рыдая от счастья.
А там, вдали, за окном, плакал чей-то полузамерзший труп ребенка, прижимаясь к окну. Колокола гудели.
Итак, внимание, вопрос!
Допустим ли мат в современной литературе?
Вопрос довольно двоякий. С одной стороны, "нет, ни в коем случае!"
Почему? Потому что это "мат"! Это некультурно, некрасиво и вообще фи таким быть! Мы же не быдло подзаборное, мы цивилизованные люди и прекрасно обходимся без него... обычно.
Вот в этом-то "обычно" и заключается обратная сторона вопроса.
Что делает персонажа "живым"? Как изобразить в книге, допустим, обычного среднестатистического работника какой-нибудь фирмы или завода? Допустим, если по сюжету ГГ, пардон, поймал монстр, оторвал ему руку и сейчас грозится впендюрить хвост с жалом в задний проход до самого желудка с заездом в печень и почки? ГГ, выросший в лихие девяностые, далеко не в самой благополучной обстановке, и имеющий в биографии не одну "черную кляксу", будет его мысленно называть на "Вы"? Или обложит матом (цензура)учего (цензура)соса в три этажа?
Дык понимаете ли, можно и без матерных слов в тексте романа популярно объяснить читателю, что монстра обложили матом. А можно и с матом произвести впечатление, что и монстр, и герой картонные. И, уж извините, если в описываемой вами ситуации герой будет выражаться, хоть матерно, хоть цензурно, хоть мысленно, хоть вслух, то монстр таки сделает, что запланировал. потому что если ГГ с оторванной рукой способен выражаться (а не подыхать от шока и кровопотери), то ему похрену то, что произойдет с его задним проходом - подумаешь, фигня какая, и это перенесет.
Именно!!! Мат - это тот же инструмент. Дай дураку два титановых шарика он один протеряет другой сломает. Русский язык великолепен тем что разными словами можно выразить одну мысль и бывает что без мата получается даже обиднее. Имхо - мат крайность за которую автору заступать нельзя категорически. Есть предел - тот же пресловутый "хрен". Это и грубо и эмоционально и вкусно в конце концов. Но мат... увольте-с.
"И тут ГГ выдал такую серию перлов от Dyadya Wasya, что у монстра начали отсыхать и тихо крошиться уши, не говоря уже о мгновенно наступившей неизлечимой импотенции..."
id:24146, ...а хвост с жалом в предсмертной судороге продолжал погружаться в задний проход, угрожая уже не только печени и почкам, но и гипоталамусу с мозжечком.
Колокола гудели…
Графиня фон Пиксафон попудрила свои губы и кокетливо улыбнулась.
— Стук-стук! — раздался стук, и в дверь просунулась чья-то выхоленная борода.
— Войдите, — сказала графиня по-французски.
— Мерси, — сказала борода, входя.
Это была борода не кто иная, как барон Штепсель.
— Ах! — подумала графиня фон Пиксафон, падая без чувств.
— Осторожней падайте, графиня! — раздался чей-то голос из-под кровати.
Это был голос не кто иной, как Васька Хрящ, который хотел ограбить графиню, но, раскаявшись в своих преступлениях, он решил предаться в руки правосудия.
— Ах! — сказала графиня по-французски, падая без чувств.
— В чем дело? — воскликнул барон, наставляя на Ваську револьвер с пулями.
— Вяжите меня! — хрипло сказал Васька, зарыдав от счастья. И все трое обнялись, рыдая от счастья.
А там, вдали, за окном, плакал чей-то полузамерзший труп ребенка, прижимаясь к окну. Колокола гудели.