Водный саблезубый кот — ночное животное, обитающее в реках, болотах и пещерах вблизи водотоков. В сезон дождей перемещается в более мелкие реки. Он издает громкий, рокочущий рев. Обычно охотится в воде, где легче убить крупную добычу. Он убивает бегемотов, но не ест их. Следы, оставленные Coje ya menia, напоминают следы маленького слона с «приклеенными» пальцами.
Животное видели у рек Куанго и Куанза и их притоков в Анголе.
Среди сообщений особого внимания заслуживает сообщение 1930-х гг., когда португальский водитель грузовика (Ангола была португальской колонией до середины 1970-х гг.) услышал от туземцев, что накануне ночью Цой я мения убил бегемота у реки Куанго. Вскоре после этого водитель отправился с несколькими следопытами и в течение нескольких часов шел по следам бегемота и второго животного меньшего размера. Группа нашла мертвого, изрезанного бегемота в месте, где трава была примята на довольно большой площади.
Другой отчет, еще более подробный, исходит от Марселя Галлея, известного африканского охотника на диких животных, который был в Габоне в 1920-х годах. Галлей однажды наткнулся на частично съеденное тело бегемота. Исследователь сделал несколько фотографий тела животного на месте. Как он смог определить, раны не могли быть нанесены другим бегемотом, потому что среди этих животных дерутся друг с другом только самцы, а раны не имели характеристик зубного ряда бегемота. На теле животного были две глубокие раны, одна чуть ниже шеи, а другая на спине. Какое животное могло убить бегемота, установить не удалось.
Похожий случай имел место в семидесятых годах. Затем несколько туземцев наблюдали, как агрессивный бегемот нападает на людей где-то между Чадом и Камеруном. Вскоре после этого была найдена мертвая самка бегемота с ранами, почти идентичными тем, которые описал Галлей полвека назад. Раны были одинакового размера и формы, так что они, вероятно, были нанесены одним и тем же видом нападавших. Они были такими глубокими, как будто их проткнули длинным и острым ножом. Опять же, единственное, что удалось установить, это то, что раны были не от другого бегемота.
В поисках каких-либо свидетельств существования животного мы должны сослаться на отчет, сделанный в 1910 году войсками, дислоцированными на реке Баминги в Центральноафриканской Республике, после инцидента, в ходе которого «водяной лев» напал и столкнул в воду целый полк французских солдат переправляется через реку. В отчете упоминается, что животных, вероятно, было больше, но только одно осмелилось напасть на солдат. В отчете также говорится: «Водяные львы, кажется, живут в пещерах на берегах рек. Их глаза светятся ночью, как искры, а их звуки подобны реву ветра перед бурей или ураганом».
Исследователи криптозоологии и зоологи выдвинули несколько гипотез о водном саблезубом коте. В 1947 году Инго Крумбигель утверждал, что это может быть разновидность водяного саблезубого кота. Другие исследователи придерживались мнения, что животное следует рассматривать скорее как новый вид ящерицы или какой-то вид небольшого динозавра. Одна из самых популярных сегодня теорий касается нового вида кошачьего животного, приспособившегося к условиям окружающей среды, сложившимся в Центральной Африке.