Степан Александрович, страдая от синдрома Плюшкина, набирал в своей квартире всевозможные вещи и предметы. Было такое ощущение, что он коллекционирует весь мир. От старых книг и пластинок, до железных банок и порванных кукол. Каждая вещь для него была важной и запоминающейся, была чем-то, что связывало его со своим миром. Он пытался окружить себя чем-то знакомым и делал то, чем обычно занимался.
Он ходил каждый день по улицам своего города, заглядывал под скамейки, под перекладины и всё, что ни попадалось ему: старая подошва, потерянная перчатка, железный гвоздь, забытая кем-то вещь, — всё тащил к себе и складывал в ту кучу, которую редкий гость мог заметить в углу комнаты… после него незачем было мести улицу.
С течением времени его коллекция превратилась во что-то невероятное. Квартира Плюшкина погрязла в мусоре. Стены сокрылись от постоянного накопления вещей, и вскоре уютное жилище превратилось в лабиринт. Вонь из его квартиры стала непереносимой, пробираясь через стены и заполняя всё вокруг.
Соседи, косо глядя на Плюшкина, не могли больше с этим смириться. Долгие месяцы они терпели и надеялись на перемену, но она не наступила. Они смогли добиться того, что жилье пенсионера почистили, но ситуация повторялась из раза в раз. С каждой чистки Степан Александрович пополнял свою коллекцию все усерднее. Герою казалось, что с его жизнью что-то не так.
Долгое время Плюшкин пытался разобраться в происходящем. Понемногу до него доходило, что его коллекция, его жизнь, была нечто лишним и навязанным. Он осознал, что весь этот хлам не сделал его счастливым, а наоборот – лишил его свободы и радости.
Стоя перед пустой комнатой, Плюшкин понял, что его мир изменился. Он принял решение начать жить по-новому, освободиться от оков прошлого и найти истинное счастье. Он, брошенный в современный мир, понимал, что как прежде никогда не будет и он должен принять этот мир как свой родной.
Плюшкин начал свою жизнь с чистого листа. Он избавился от своей старой одежды и оделся в свежие, аккуратные вещи. Он украсил свою квартиру абсолютно новыми предметами – только теми, которые действительно были ему нужны. И вместо металлической банки или порванной куклы, на его столе появилась живая роза – символ его новой жизни.