Блоги /
Развитие психики и процесс обучения.
Светлана Якушкина
30 Сентября
Педагогическая психология находится на стыке педагогики и психологии, исследуя взаимосвязь между обучением, воспитанием и развитием личности. Она изучает процесс обучения, его характеристики, структуру и закономерности, возрастные и индивидуальные особенности обучения.
Педагогическая психология исследует, как люди овладевают знаниями, умениями и навыками, изучает индивидуальные различия в этом процессе. Анализирует, как формируется активное творческое мышление у обучающихся, как развивается психика человека и как формируются психические новообразования в процессе обучения и развития.
Развитие — процесс формирования и изменения внутренних качеств человека. Оно может быть физическим, физиологическим и психическим. Физическое развитие проявляется в изменениях пропорций тела, росте и весе, а также в увеличении силы. Физиологическое развитие связано с изменениями функций различных систем и органов человека. Психическое развитие выражается в усложнении психических процессов и способностей, таких как чувства, ощущения, восприятие, мышление, память, воображение.
Социальное развитие — процесс постепенного вхождения человека в различные виды отношений: экономические, правовые, общественные и производственные. Человек становится членом общества, усваивая все эти виды отношений и свои функции в них.
Духовное развитие — вершина развития человека. Оно означает, что человек осознал своё предназначение в жизни, свою ответственность перед настоящим и будущим поколениями, понял сложность мироздания и стремится к постоянному нравственному совершенствованию. Ответственность человека за своё психическое, физическое и социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей может быть показателем его духовного развития.
Развитие личности происходит под воздействием различных факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние, природные, социальные, управляемые и неуправляемые. Развитие личности происходит индивидуально и зависит от общества, в котором человек живёт, от образцов поведения и ценностей этого общества. Развитие происходит в процессе воспитания, а уровень развития влияет на воспитание, изменяя его. Более совершенное воспитание ускоряет темп развития человека. Таким образом, воспитание и развитие взаимосвязаны и поддерживают друг друга на протяжении всей жизни человека. Связь между развитием и обучением ребёнка — одна из ключевых проблем педагогической психологии. При рассмотрении этой проблемы важно отметить, что: Развитие — это сложный процесс, который включает в себя как прогрессивные, так и регрессивные изменения в интеллектуальной, личностной, деятельностной и поведенческой сферах человека.
Развитие не прекращается в течение всей жизни человека, могут изменяться его интенсивность и направление.
Общими характеристиками развития являются прогресс, регресс, необратимость, неравномерность, сохранение предыдущего в новом и единство изменения и сохранения. Каждая психологическая концепция стремится выявить законы развития ребёнка. Споры о том, какой фактор — наследственность или окружающая среда — имеет решающее значение, не прекратились до сих пор и переместились в экспериментальную сферу. Например, по мнению психолога Х. Айзенка, на 80% интеллектуального развития человека влияет наследственность, а остальные 20% определяются окружающей средой.
Поделиться в: