Блоги /
С какими проблемами сталкиваются авторы на своём творческом пути? Посмотрим с точки зрения психолога

PPengy
6 Май
С какими проблемами сталкиваются авторы на своём творческом пути? Посмотрим с точки зрения психолога
Добрый день! Уважаемый читатель данного сообщения, сегодня я бы хотела поговорить с вами на тему проблем, с которыми сталкиваются авторы на разных этапах его профессионального пути, от начинающего и до уверенного в себе, как психолог!
Итак, давайте представим, что вы – писатель, будем считать, что вас зовут Кирилл, достаточно литературное имя?) рассмотрим несколько ситуаций с проблемами.
Так вот, ситуация первая, каждый раз открывая свой ноутбук, чтобы написать что-то новое, Кирилл испытывает нетипичную пустоту, как будто этот самый ноутбук, который он видит каждый день так и ждет от него нечто грандиозное, еще никогда не встречавшееся гениальное произведение. Эти мысли становятся слишком громкими, что он тянется закрыть ноутбук и продолжить листать тикток, смахнув все на неважное самочувствие, что он вроде и мало спал, вот работа не идет и лезут странные мысли.
Но, спустя некоторые время, предприняв еще несколько безуспешных попыток, Кирилл понимает, что это больше похоже на страх не оправдать собственных ожиданий или ожиданий от кого-то.
Если такое происходит с вами, то вероятнее всего у вас страх чистого листа, достаточно часто встречающийся среди авторов, это похоже на перфекционизм, но в искаженной форме.
Существует несколько методик, которые могут помочь преодолеть это:
- Метод Дневника – вы фиксируете все негативные мысли, которые вас посещают, на каждую мысль, вы ищите и даете ответ, в духе, что вы не обязаны писать шедевр, но обязаны хотя бы просто начать писать. Так, вы можете выработать привычку, каждый день уделять по 5 минут, чтобы записать все свои фантазии, даже если они корявые, постепенно, страх исчезнет и белый лист будет не таким пугающим, а может и вовсе сможет стать вашим «собеседником», с которым вы сможете поделиться смелыми мыслями.
- Записывайте все на диктофон, возможно говоря вслух, вам легче будет сформировать свою мысль, или по крайней мере при повторном прослушивании, вы сможете поймать нечто, что зацепит вас и дополнить этим ваш текст.
- Также никогда не помешает отвлечься от всего напряжения просто выйдя на улицу на прогулку, не отвлекаясь на телефоны и прочие соц.сети, устроить себе детокс, чтобы проветрить overthinking голову.
Ситуация вторая. Каждый раз, чтобы настроиться на продуктивную работу, Кирилл настраивал все, чтобы ему ничего не мешало писать, приглушал свет, закрывал окно, но при этом оставляя небольшую щелочку для свежего прохладного воздуха, убирал все со стола, оставляя только самое нужное, доставая свой ноутбук, открывает новый файл и…..ждет подходящего момента.
Почему же он ждет? Или кого он ждет? А ждет он вдохновения, он считает, что может работать только если к нему придет вдохновение.
Как психолог я могу сказать, что это не совсем верный настрой, да важно создать атмосферу для работы, но работать от вдохновения до вдохновения не получится, тем более если вы коммерческий автор и издательство ждет от вас новых работ.
Чтобы начать работать независимо от наличия вдохновения, можно соблюдать такую методику, как:
- Методика поведенческого активационного протокола. Данный метод достаточно распространен для преодоления депрессии, но также может пригодиться авторам, зависящим от вдохновения, основная идея метода в том, что, изменяя своё поведение — добавляя приятные, полезные и ценностные занятия в свою жизнь, и минимизируя занятия с негативными последствиями, — можно влиять на состояние и настроение.
Так, нужно писать каждый день по 15 минут независимо от вдохновения, отмечая свои ощущения до написания и после. Постепенно, данная методика может помочь увеличить активность, установить новые цели, оценить позитивные и негативные усилия, бороться с препятствиями, в нашем случае с приходящим уходящим вдохновением.
Ситуация третья. Кирилл пишет новую историю, в ней есть один персонаж, которому он симпатизирует, и вот уже и проблемы этого героя, это проблемы Кирилла, он начинает испытывать те же чувства, что испытывает персонаж настолько, что начинает забывать, где настоящий он, а где персонаж.
Такое чувство называется идентификационным кризисом или идентификационным слиянием.
Чтобы справиться с этим, можно попробовать упражнение пустого стула.
вы как автор садитесь напротив пустого стула и представляете, что там сидит ваш персонаж, вы ведете с ним диалог, «слушаете» ответы, а затем меняетесь местами, это поможет осознать, что перед вами сидит отдельная психическая фигура, а не вы сам.
Можно попробовать телесно-ориентированную терапию А. Лоуэна
Целью которого является возвращение контакта с собственным телом и отделить эмоции персонажа, от своих собственных.
Заземление. Стояние босиком, хождение по полу с осознанным весом, упор ногами, фиксация на контакте тела с поверхностью. Помогает почувствовать «здесь и сейчас», отделиться от «мысленной сцены».
Дыхательные упражнения. Глубокое диафрагмальное дыхание + голосовой выдох (иногда с вокализацией), чтобы снять напряжение. Можно использовать позицию: стоя, колени слегка согнуты, руки вниз, дыхание через рот — активирует контакт с телесными переживаниями.
Снятие мышечного зажима. Фокус на напряжении (например, в шее, спине) и мягкое вытягивание, дрожание, встряхивание — как способ «вытряхнуть» чужие эмоции, отождествлённые с героем.
В завершении своей мысли, как психолог, я хочу подчеркнуть: каждая из перечисленных проблем имеет решение. Главное — не оставаться один на один со своими переживаниями и вовремя обращаться за помощью, в том числе к профессионалам.
Если вы узнали себя хотя бы в одной из этих ситуаций — значит, вы не один. И это уже первый шаг к тому, чтобы преодолеть барьеры и вернуться к тому, ради чего вы начали писать — к честному, живому и смелому творчеству. Всего доброго!
Итак, давайте представим, что вы – писатель, будем считать, что вас зовут Кирилл, достаточно литературное имя?) рассмотрим несколько ситуаций с проблемами.
Так вот, ситуация первая, каждый раз открывая свой ноутбук, чтобы написать что-то новое, Кирилл испытывает нетипичную пустоту, как будто этот самый ноутбук, который он видит каждый день так и ждет от него нечто грандиозное, еще никогда не встречавшееся гениальное произведение. Эти мысли становятся слишком громкими, что он тянется закрыть ноутбук и продолжить листать тикток, смахнув все на неважное самочувствие, что он вроде и мало спал, вот работа не идет и лезут странные мысли.
Но, спустя некоторые время, предприняв еще несколько безуспешных попыток, Кирилл понимает, что это больше похоже на страх не оправдать собственных ожиданий или ожиданий от кого-то.
Если такое происходит с вами, то вероятнее всего у вас страх чистого листа, достаточно часто встречающийся среди авторов, это похоже на перфекционизм, но в искаженной форме.
Существует несколько методик, которые могут помочь преодолеть это:
- Метод Дневника – вы фиксируете все негативные мысли, которые вас посещают, на каждую мысль, вы ищите и даете ответ, в духе, что вы не обязаны писать шедевр, но обязаны хотя бы просто начать писать. Так, вы можете выработать привычку, каждый день уделять по 5 минут, чтобы записать все свои фантазии, даже если они корявые, постепенно, страх исчезнет и белый лист будет не таким пугающим, а может и вовсе сможет стать вашим «собеседником», с которым вы сможете поделиться смелыми мыслями.
- Записывайте все на диктофон, возможно говоря вслух, вам легче будет сформировать свою мысль, или по крайней мере при повторном прослушивании, вы сможете поймать нечто, что зацепит вас и дополнить этим ваш текст.
- Также никогда не помешает отвлечься от всего напряжения просто выйдя на улицу на прогулку, не отвлекаясь на телефоны и прочие соц.сети, устроить себе детокс, чтобы проветрить overthinking голову.
Ситуация вторая. Каждый раз, чтобы настроиться на продуктивную работу, Кирилл настраивал все, чтобы ему ничего не мешало писать, приглушал свет, закрывал окно, но при этом оставляя небольшую щелочку для свежего прохладного воздуха, убирал все со стола, оставляя только самое нужное, доставая свой ноутбук, открывает новый файл и…..ждет подходящего момента.
Почему же он ждет? Или кого он ждет? А ждет он вдохновения, он считает, что может работать только если к нему придет вдохновение.
Как психолог я могу сказать, что это не совсем верный настрой, да важно создать атмосферу для работы, но работать от вдохновения до вдохновения не получится, тем более если вы коммерческий автор и издательство ждет от вас новых работ.
Чтобы начать работать независимо от наличия вдохновения, можно соблюдать такую методику, как:
- Методика поведенческого активационного протокола. Данный метод достаточно распространен для преодоления депрессии, но также может пригодиться авторам, зависящим от вдохновения, основная идея метода в том, что, изменяя своё поведение — добавляя приятные, полезные и ценностные занятия в свою жизнь, и минимизируя занятия с негативными последствиями, — можно влиять на состояние и настроение.
Так, нужно писать каждый день по 15 минут независимо от вдохновения, отмечая свои ощущения до написания и после. Постепенно, данная методика может помочь увеличить активность, установить новые цели, оценить позитивные и негативные усилия, бороться с препятствиями, в нашем случае с приходящим уходящим вдохновением.
Ситуация третья. Кирилл пишет новую историю, в ней есть один персонаж, которому он симпатизирует, и вот уже и проблемы этого героя, это проблемы Кирилла, он начинает испытывать те же чувства, что испытывает персонаж настолько, что начинает забывать, где настоящий он, а где персонаж.
Такое чувство называется идентификационным кризисом или идентификационным слиянием.
Чтобы справиться с этим, можно попробовать упражнение пустого стула.
вы как автор садитесь напротив пустого стула и представляете, что там сидит ваш персонаж, вы ведете с ним диалог, «слушаете» ответы, а затем меняетесь местами, это поможет осознать, что перед вами сидит отдельная психическая фигура, а не вы сам.
Можно попробовать телесно-ориентированную терапию А. Лоуэна
Целью которого является возвращение контакта с собственным телом и отделить эмоции персонажа, от своих собственных.
Заземление. Стояние босиком, хождение по полу с осознанным весом, упор ногами, фиксация на контакте тела с поверхностью. Помогает почувствовать «здесь и сейчас», отделиться от «мысленной сцены».
Дыхательные упражнения. Глубокое диафрагмальное дыхание + голосовой выдох (иногда с вокализацией), чтобы снять напряжение. Можно использовать позицию: стоя, колени слегка согнуты, руки вниз, дыхание через рот — активирует контакт с телесными переживаниями.
Снятие мышечного зажима. Фокус на напряжении (например, в шее, спине) и мягкое вытягивание, дрожание, встряхивание — как способ «вытряхнуть» чужие эмоции, отождествлённые с героем.
В завершении своей мысли, как психолог, я хочу подчеркнуть: каждая из перечисленных проблем имеет решение. Главное — не оставаться один на один со своими переживаниями и вовремя обращаться за помощью, в том числе к профессионалам.
Если вы узнали себя хотя бы в одной из этих ситуаций — значит, вы не один. И это уже первый шаг к тому, чтобы преодолеть барьеры и вернуться к тому, ради чего вы начали писать — к честному, живому и смелому творчеству. Всего доброго!
Поделиться в: