Блоги /
Формула успеха или зачем нужна популяризация предпринимательства?
Александра Архипова
23 Май
В последние годы наблюдается прирост людей, желающих открыть свой бизнес. Но что значит быть предпринимателем в России? С какими вызовами придется столкнуться?
Подробнее в статье с участием эксперта Есипенко Натальи Раисовны, руководителя отдела развития ООО «ПЕРМЬТЕХСПЕЦ».

Предприниматель — это человек, который работает на себя, создает свой бизнес в сфере оказания услуг, торговли, производства и получает от этого прибыль.
— Каков текущий уровень популяризации предпринимательства в России?
— За последние годы популярность предпринимательства заметно выросла благодаря активной государственной политике: поддержке начинающих бизнесменов, расширенной информационной кампании и интеграции элементов предпринимательства в учебные программы образовательных учреждений. Например, такие мероприятия, как всероссийский форум «Молодежь и наука», студенческие конкурсы стартапов и государственная программа льготного кредитования помогают молодым предпринимателям начать собственный бизнес. Начинающее предпринимательство поддерживает в том числе и служба занятости, предоставляя возможности для обучения и открытия бизнеса под современные реалии. Однако, несмотря на позитивные сдвиги, потенциал роста остаётся высоким — особенно в регионах страны, где ресурсы и инфраструктура пока ещё недостаточно развиты.
— Какие факторы препятствуют развитию предпринимательства?
— Главный сдерживающий фактор - высокая бюрократия. А также трудности доступа к финансированию и низкая квалификация управленческих кадров. Большие сложности вызывают не столько процедуры регистрации, сколько высокие налоговые ставки и отсутствием прозрачных механизмов получения субсидий и грантов. К примеру, часто начинающие предприниматели сталкиваются с проблемой отсутствия стартового капитала или низкой осведомленности о существующих мерах господдержки.
— Какие инициативы стимулируют интерес к предпринимательству среди молодежи?
— Эффективными инструментами вовлечения молодежи в предпринимательство стали уроки финансовой грамотности, которые сейчас преподают в школах, курсы подготовки предпринимателей в техникумах и университетах, проведение молодежных инновационных конкурсов типа «Умник» и внедрение целевых грантовых программ. Один из ярких примеров успешной практики — конкурс «Территория смыслов», организованный Российским союзом промышленников и предпринимателей совместно с Министерством образования. Участники конкурса получают возможность представить свои проекты экспертному жюри и привлечь инвестиции для дальнейшего развития именно своего стартапа.
— Как изменилась корпоративная культура в компаниях за последние годы?
— Отмечу, что Российские предприятия претерпели значительные изменения в своей корпоративной культуре. Сегодня внедряются горизонтальные структуры управления, поощряются инициатива среди сотрудников, активно инвестируют в обучение и повышение квалификации сотрудников.
Среди примеров приведу «Сбербанк», который перешел от традиционной жесткой вертикальной системы управления к более гибким структурам принятия решений, внедрив практику открытого общения руководства с сотрудниками. Ещё один яркий пример — группа компаний «Яндекс», чьи сотрудники регулярно участвуют в проектировании продуктов и принятии стратегических решений, развивая таким образом атмосферу взаимного уважения и творчества и через эту практику бизнес.
— Влияет ли развитие предпринимательской инициативы внутри компаний на их корпоративную культуру?
— Однозначно развитие внутрикорпоративного предпринимательства (интрапренерства) - стимулирование сотрудников к проявлению инициативности и самостоятельности, оказывает значительное влияние на улучшение корпоративной культуры.
В нашей компании («ПЕРМЬТЕХСПЕЦ») именно мной была предложена идея по реализации непрерывных улучшений. Эта программа позволяет сотрудникам предлагать новые идеи и проекты для внедрения в компании, способствуя ускоренному принятию нововведений и увеличению общей производительности труда и как результат улучшению процессов и развития компании.
— Способствует ли популяризация предпринимательства улучшению корпоративной культуры?
— Повышение популярности предпринимательства действительно влияет на формирование новой корпоративной культуры, так как развивает стремление сотрудников проявлять личную ответственность, повышать квалификацию и делиться идеями с коллегами. Такой процесс формирует обстановку, основанную на доверии, инициативе и творческом подходе. Хорошим примером служат компании, использующие методологию Agile и Scrum. Яркий пример - «HeadHunter», где сотрудники работают в самоорганизующихся командах, принимающих решения самостоятельно и оперативно реагирующих на потребности рынка.
Есть все основания заявить, что развитие предпринимательства и корпоративной культуры в России идет рука об руку, формируя новый тренд российского бизнеса, основанный на инновационных технологиях, лидерстве и сотрудничестве внутри команды.
Подробнее в статье с участием эксперта Есипенко Натальи Раисовны, руководителя отдела развития ООО «ПЕРМЬТЕХСПЕЦ».

Предприниматель — это человек, который работает на себя, создает свой бизнес в сфере оказания услуг, торговли, производства и получает от этого прибыль.
— Каков текущий уровень популяризации предпринимательства в России?
— За последние годы популярность предпринимательства заметно выросла благодаря активной государственной политике: поддержке начинающих бизнесменов, расширенной информационной кампании и интеграции элементов предпринимательства в учебные программы образовательных учреждений. Например, такие мероприятия, как всероссийский форум «Молодежь и наука», студенческие конкурсы стартапов и государственная программа льготного кредитования помогают молодым предпринимателям начать собственный бизнес. Начинающее предпринимательство поддерживает в том числе и служба занятости, предоставляя возможности для обучения и открытия бизнеса под современные реалии. Однако, несмотря на позитивные сдвиги, потенциал роста остаётся высоким — особенно в регионах страны, где ресурсы и инфраструктура пока ещё недостаточно развиты.
— Какие факторы препятствуют развитию предпринимательства?
— Главный сдерживающий фактор - высокая бюрократия. А также трудности доступа к финансированию и низкая квалификация управленческих кадров. Большие сложности вызывают не столько процедуры регистрации, сколько высокие налоговые ставки и отсутствием прозрачных механизмов получения субсидий и грантов. К примеру, часто начинающие предприниматели сталкиваются с проблемой отсутствия стартового капитала или низкой осведомленности о существующих мерах господдержки.
— Какие инициативы стимулируют интерес к предпринимательству среди молодежи?
— Эффективными инструментами вовлечения молодежи в предпринимательство стали уроки финансовой грамотности, которые сейчас преподают в школах, курсы подготовки предпринимателей в техникумах и университетах, проведение молодежных инновационных конкурсов типа «Умник» и внедрение целевых грантовых программ. Один из ярких примеров успешной практики — конкурс «Территория смыслов», организованный Российским союзом промышленников и предпринимателей совместно с Министерством образования. Участники конкурса получают возможность представить свои проекты экспертному жюри и привлечь инвестиции для дальнейшего развития именно своего стартапа.
— Как изменилась корпоративная культура в компаниях за последние годы?
— Отмечу, что Российские предприятия претерпели значительные изменения в своей корпоративной культуре. Сегодня внедряются горизонтальные структуры управления, поощряются инициатива среди сотрудников, активно инвестируют в обучение и повышение квалификации сотрудников.
Среди примеров приведу «Сбербанк», который перешел от традиционной жесткой вертикальной системы управления к более гибким структурам принятия решений, внедрив практику открытого общения руководства с сотрудниками. Ещё один яркий пример — группа компаний «Яндекс», чьи сотрудники регулярно участвуют в проектировании продуктов и принятии стратегических решений, развивая таким образом атмосферу взаимного уважения и творчества и через эту практику бизнес.
— Влияет ли развитие предпринимательской инициативы внутри компаний на их корпоративную культуру?
— Однозначно развитие внутрикорпоративного предпринимательства (интрапренерства) - стимулирование сотрудников к проявлению инициативности и самостоятельности, оказывает значительное влияние на улучшение корпоративной культуры.
В нашей компании («ПЕРМЬТЕХСПЕЦ») именно мной была предложена идея по реализации непрерывных улучшений. Эта программа позволяет сотрудникам предлагать новые идеи и проекты для внедрения в компании, способствуя ускоренному принятию нововведений и увеличению общей производительности труда и как результат улучшению процессов и развития компании.
— Способствует ли популяризация предпринимательства улучшению корпоративной культуры?
— Повышение популярности предпринимательства действительно влияет на формирование новой корпоративной культуры, так как развивает стремление сотрудников проявлять личную ответственность, повышать квалификацию и делиться идеями с коллегами. Такой процесс формирует обстановку, основанную на доверии, инициативе и творческом подходе. Хорошим примером служат компании, использующие методологию Agile и Scrum. Яркий пример - «HeadHunter», где сотрудники работают в самоорганизующихся командах, принимающих решения самостоятельно и оперативно реагирующих на потребности рынка.
Есть все основания заявить, что развитие предпринимательства и корпоративной культуры в России идет рука об руку, формируя новый тренд российского бизнеса, основанный на инновационных технологиях, лидерстве и сотрудничестве внутри команды.
Поделиться в: