Задержитесь!

У нас 25855 бесплатных книг, а также есть возможность оформить подписку всего от 279 рублей в месяц!

+
Главная Избранное Каталог Библиотека Блог

Форум | Советы писателю и сценаристу - справочник автора

Как написать книгу? Как стать писателем? Справочник писателя. Писательское мастерство. Обучение на писателя

Тема: Книги жанра фэнтези - тропы, клише, штампы, шаблоны

 
Имя
Сообщение
Администратор
Администратор
Администрация, Диктор, автор темы
Рег.: 26/10/2022 18:28:39
Тема создана 2023-01-05 22:52:42, обновлена: 167 дн. назад

Какие типовые, наиболее общеизвестные решения жанра фэнтези Вы знаете?
Кирилл Туров
Кирилл Туров
Писатель
Рег.: 28/06/2022 17:26:47
666 дн. назад

Добрый день.
Шаблоны в фэнтези, подмеченные мной.
1. Поиск артефакта, путешествие за ним, а затем присвоение или использование главным героем. Довольно распространённая сюжетная завязка (а зачастую, и развязка). Герой отправляется искать какой-то артефакт, за которым его послал какой-либо персонаж (зачастую, он потом становится антагонистом). В конце произведения очень часто получается так, что герой вынужден данный артефакт использовать. Не скажу, что плохой шаблон - встречал много раз, но каждый раз находил что-то новое, из-за чего произведение цепляло.
2. Телепортация, решающая большую часть проблем со сменой обстановки. Автор придумал огромный, интересный мир, в котором нет места самолётам, поездам и другим способам быстрого передвижения. Поэтому, чтобы читателя вначале поместить в лес, затем отправить в пустыню, а уже на следующий день в горы, авторы применяют простой, но действенный метод - мгновенное перемещение при помощи артефактов, магии или магических устройств.
3. Новичок главный герой, которому легко даётся обучение. Очень распространённый приём, который показывает, насколько уникальным является главный герой. И файрбол он выучил за день, и в лёд научился превращать, и молнию метать - и всё быстрее всех, кто учится вместе с ним. Авторы очень часто довольно успешно оправдывают это в ходе раскрытия персонажа и сюжета. Но сам шаблон довольно распространён.
4. "Ослабление магии". Встречал несколько раз. Авторы описывают, как маги древности могли горы свергать, но теперь магия стала гораздо слабей, поэтому маги только и умеют, что молнии метать. С одной стороны, это спускает героев с небес на землю, ограничивая их силу, но с другой стороны, это даёт простор для творчества. Можно создать очень крутых противников, которых способен одолеть только герой, который смог освоить ту самую древнюю магию.
Ольга Cat_Lio2N Дувалкина
Ольга Cat_Lio2N Дувалкина
Писатель
Рег.: 28/12/2022 17:30:09
666 дн. назад

1. Магия во всём, от боевых действий и до выдавливания прыщей. Иногда предлагаются даже магические фразы, больше похожие на ругательства
2. Эльфы все как один - возрастом с секвойю, заносчивые, не обременяющие себя трудом, мудрые, неспешные. Вот бы встретить в книге эльфа-обормота, который покоя не даёт ни себе, ни людям и за словом в карман не лезет - и то поинтереснее было бы!
3. Пророчества! О да, прям боль читателя, они на 105% должны сбываться (каюсь, одно время сама таким грешила, исправляюсь!). Хоть бы встретить, что предсказание говорит одно - а по факту всё абсолютно иначе, и не из-за того, что наперекор судьбе ГГ действовал, а просто потому... что он не знал о косячном пророчестве
4. Герой небывалой силы - неважно, физической, умственной или магической - который рождается раз в 100 или более лет
Анастасия Головкина
Анастасия Головкина
Писатель
Рег.: 31/10/2022 20:30:14
filiasam
filiasam
Писатель
Рег.: 31/10/2022 18:55:36
665 дн. назад
filiasam пишет:

Путешествие - путь героя, борьба с "историческим" главный злодеем.
Инна Кузнецова
Инна Кузнецова
Писатель
Рег.: 16/12/2022 22:12:54
665 дн. назад

1. Путаница во времени и пространстве
2. Есть описание героя или злодея, но нет главной идеи: для чего все делается
3. Персонажи, чаще второстепенные, описываются, но ни в чем не участвуют
4. Попаданец на другую планету, например, сразу начинает понимать речь инопланетян или владеть сверхспособностями, которых не было у него раньше

Антон Т.
Антон Т.
Писатель
Рег.: 11/10/2020 13:49:16
665 дн. назад
Антон Т. пишет:

Первое место из типовых решалок безоговорочно занимает Магия, т.к. она решает.
Также можно отметить неожиданную помощь.
Очень часто, особенно в кинематографе, замечаю как ГГ уже почти проиграл, но вдруг неожиданно у него открывается второе дыхание и он побеждает... Немного раздражает и порядком приелось.
Любовь морковь, универсальная решалка по созданию сюжета.
Спасибо сказали: Пылающее перо
Николай Чувиков
Николай Чувиков
Писатель
Рег.: 02/11/2022 17:55:44
665 дн. назад

Клише в фэнтези - миллион. В общем-то, как и в любом жанре литературы. НО! - когда я начал писать в жанре фэнтези, то я сразу решил, что буду избегать эльфов, гномов и тому подобных существ, которые взяты из западно-европейской мифологии. Также очень хотел избежать типичного архетипа злодея - древнего мага, который сидит в башне и навлекает зло на мирные поселения воображаемого мира. Ещё одно клише, но это больше относится не к фэнтези как таковому, но и ко всей нарратологии - Deus ex machina. Это когда главных героев загоняют в угол, а тут внезапно появляется суперволшебник, который спасает их без каких-либо сложностей.

А ещё попаданцы - главное клише, которое уже набило оскомину сверх всякой меры.
Николай Чувиков
Николай Чувиков
Писатель
Рег.: 02/11/2022 17:55:44
665 дн. назад

{quote:2474/79047/#p79079}Поиск артефакта, путешествие за ним
// id:119193{quote}

Ну, это, скорее, один из видов сюжета как таковых. Борхес выделял "квест" (он же поиск артефакта) как один из четырёх вариантов сюжета. Так что этого клише можно избежать лишь использовав другое))
Сара Хопп
Сара Хопп
Писатель
Рег.: 03/11/2022 15:55:32
665 дн. назад
Сара Хопп пишет:

Существование в мире чего-то или кого-то могущественного.
Ольга Нерушимая
Ольга Нерушимая
Писатель
Рег.: 09/11/2022 10:40:40
665 дн. назад

Произведение в жанре фэнтези всегда строится по системе образности, оно обращено к читателю своей эмоциональной стороной, что характерно для устного произведения коим и являлся прародитель фэнтези - миф. Главное отличие фэнтези от других жанров это алогичность. Произведение надо воспринимать сердцем оно не подчиняется логике. Жанровой особенностью, художественным методом фэнтези, является гиперболизация, позволяющая усилить впечатление нереальности происходящего, создающая эмоциональный взрыв. Как правило, образ героя произведения фэнтези собирателен, он вмещает в себя целый набор характеристик, погружающих читателя в вымышленный мир, в недрах которого иногда удается рассмотреть следы народного эпоса.

Какие типовые, наиболее общеизвестные решения жанра фэнтези Вы знаете?

Добрый день.
Шаблоны в фэнтези, подмеченные мной.
1. Поиск артефакта, путешествие за ним, а затем присвоение или использование главным героем. Довольно распространённая сюжетная завязка (а зачастую, и развязка). Герой отправляется искать какой-то артефакт, за которым его послал какой-либо персонаж (зачастую, он потом становится антагонистом). В конце произведения очень часто получается так, что герой вынужден данный артефакт использовать. Не скажу, что плохой шаблон - встречал много раз, но каждый раз находил что-то новое, из-за чего произведение цепляло.
2. Телепортация, решающая большую часть проблем со сменой обстановки. Автор придумал огромный, интересный мир, в котором нет места самолётам, поездам и другим способам быстрого передвижения. Поэтому, чтобы читателя вначале поместить в лес, затем отправить в пустыню, а уже на следующий день в горы, авторы применяют простой, но действенный метод - мгновенное перемещение при помощи артефактов, магии или магических устройств.
3. Новичок главный герой, которому легко даётся обучение. Очень распространённый приём, который показывает, насколько уникальным является главный герой. И файрбол он выучил за день, и в лёд научился превращать, и молнию метать - и всё быстрее всех, кто учится вместе с ним. Авторы очень часто довольно успешно оправдывают это в ходе раскрытия персонажа и сюжета. Но сам шаблон довольно распространён.
4. "Ослабление магии". Встречал несколько раз. Авторы описывают, как маги древности могли горы свергать, но теперь магия стала гораздо слабей, поэтому маги только и умеют, что молнии метать. С одной стороны, это спускает героев с небес на землю, ограничивая их силу, но с другой стороны, это даёт простор для творчества. Можно создать очень крутых противников, которых способен одолеть только герой, который смог освоить ту самую древнюю магию.

1. Магия во всём, от боевых действий и до выдавливания прыщей. Иногда предлагаются даже магические фразы, больше похожие на ругательства
2. Эльфы все как один - возрастом с секвойю, заносчивые, не обременяющие себя трудом, мудрые, неспешные. Вот бы встретить в книге эльфа-обормота, который покоя не даёт ни себе, ни людям и за словом в карман не лезет - и то поинтереснее было бы!
3. Пророчества! О да, прям боль читателя, они на 105% должны сбываться (каюсь, одно время сама таким грешила, исправляюсь!). Хоть бы встретить, что предсказание говорит одно - а по факту всё абсолютно иначе, и не из-за того, что наперекор судьбе ГГ действовал, а просто потому... что он не знал о косячном пророчестве
4. Герой небывалой силы - неважно, физической, умственной или магической - который рождается раз в 100 или более лет

Межгалактические войны, телепортации, магия, несуществующие в реальном Мире герои

Путешествие - путь героя, борьба с "историческим" главный злодеем.

1. Путаница во времени и пространстве
2. Есть описание героя или злодея, но нет главной идеи: для чего все делается
3. Персонажи, чаще второстепенные, описываются, но ни в чем не участвуют
4. Попаданец на другую планету, например, сразу начинает понимать речь инопланетян или владеть сверхспособностями, которых не было у него раньше

Первое место из типовых решалок безоговорочно занимает Магия, т.к. она решает.
Также можно отметить неожиданную помощь.
Очень часто, особенно в кинематографе, замечаю как ГГ уже почти проиграл, но вдруг неожиданно у него открывается второе дыхание и он побеждает... Немного раздражает и порядком приелось.
Любовь морковь, универсальная решалка по созданию сюжета.

Клише в фэнтези - миллион. В общем-то, как и в любом жанре литературы. НО! - когда я начал писать в жанре фэнтези, то я сразу решил, что буду избегать эльфов, гномов и тому подобных существ, которые взяты из западно-европейской мифологии. Также очень хотел избежать типичного архетипа злодея - древнего мага, который сидит в башне и навлекает зло на мирные поселения воображаемого мира. Ещё одно клише, но это больше относится не к фэнтези как таковому, но и ко всей нарратологии - Deus ex machina. Это когда главных героев загоняют в угол, а тут внезапно появляется суперволшебник, который спасает их без каких-либо сложностей.

А ещё попаданцы - главное клише, которое уже набило оскомину сверх всякой меры.

Кирилл Туров

Поиск артефакта, путешествие за ним


Ну, это, скорее, один из видов сюжета как таковых. Борхес выделял "квест" (он же поиск артефакта) как один из четырёх вариантов сюжета. Так что этого клише можно избежать лишь использовав другое))

Существование в мире чего-то или кого-то могущественного.

Произведение в жанре фэнтези всегда строится по системе образности, оно обращено к читателю своей эмоциональной стороной, что характерно для устного произведения коим и являлся прародитель фэнтези - миф. Главное отличие фэнтези от других жанров это алогичность. Произведение надо воспринимать сердцем оно не подчиняется логике. Жанровой особенностью, художественным методом фэнтези, является гиперболизация, позволяющая усилить впечатление нереальности происходящего, создающая эмоциональный взрыв. Как правило, образ героя произведения фэнтези собирателен, он вмещает в себя целый набор характеристик, погружающих читателя в вымышленный мир, в недрах которого иногда удается рассмотреть следы народного эпоса.


Для публикации новых тем и ответов в темах вам нужно войти на сайт.

Станьте автором, чтобы заработать c нами

Вы творческий человек, Вы любите и хотите делиться с людьми тем, в чем разбираетесь?