Конечно, переход к «новой нормальности» идет с некоторыми поправками на продолжающиеся проблемы с логистикой и нехватку полиграфических мощностей, а также с нестабильностью геополитической ситуации и глобальной экономики, ростом затрат, инфляцией, ухудшением условий кредитования. Поэтому даже на фоне общего благополучия 2022 года издатели сетуют на стремительный рост расходов на энергию, бумагу, полиграфические услуги, транспортировку, которые съедают прибыль, несмотря на хорошую выручку.
К последствиям пандемии можно отнести и изменения, происходящие в сфере труда и рабочей этики: не все работники издательств вернулись в офисы, а некоторые, особенно молодежь, настаивают на пересмотре трудовых контрактов (рост заработной платы, снижение рабочей нагрузки, равные условия работы).
После естественного подскока бумажных продаж в 2021 году продажи книг в большинстве стран предсказуемо упали, но часто в деньгах еще превышают допандемийный уровень. Мировой рынок коммерческой печатной литературы в 2022 году сократился на 10,11 % до 76,14 млрд долларов по сравнению с 2021 годом.
Снижение продаж в той или иной степени отмечается в большинстве стран: в Великобритании падение оборота составило чуть более 1 %. Чуть сильнее падение в Норвегии, по предварительным данным для массовой литературы оно составило 1,8 %. Но если учесть здоровый спрос на учебную литературу для школ (+31,6 %), то общий показатель по году выйдет в плюс (+6,5 %).
В Германии, рынок потерял 3 % в номинальном выражении и 2,1 % – в денежном по сравнению с 2021 годом, составив 9,63 млрд евро. Объемы продаж в Германии оказались худшими среди трех немецкоязычных стран Европы: Австрия показала прирост на 0,9 % за год, а Швейцария – на 1,1 %.
Французский книжный рынок в 2022 году сократился на 5 %, но, учитывая рост на 10 % в среднем в 2018 и 2019 годах, годовой показатель оказался на 7 % выше, чем в 2019 году.
Довольно неплохо чувствуют себя книжники Италии: отрасли удалось нарастить оборот на 4,1 % (в 2021 году +11,9 %), что в совокупности позволило прибавить 2,1 % к данным 2019 года.
В США спрос на печатные книги упал на 6,5 % (788,7 млн экз. в 2022 году по сравнению с 843,1 млн экз. в 2021 году). Такое падение эксперты не оценивают драматично, поскольку после двух лет последовательного роста – книги для взрослых выросли на 11,4 % в 2021 году и на 12 % в 2020 году – это все равно примерно на 12 % выше экземплярных продаж 2019 года. В 2022 году продажи новинок снизились на 10,5 %, в то время как продажи бэклиста упали на более умеренные 3,7 %. То ли читатели тянутся к классике, то ли вывод новинок на рынок усложнился после 2020 года в связи с закрытием ряда торговых каналов. А может быть, причина в новом маркетинге, о чем разговор будет ниже.
Если же оценивать динамику рынка США в деньгах, то имеется спад оборота массовой литературы примерно на 6 % за год.
И, пожалуй, самое большое падение выручки среди стран, включенных в обзор, демонстрирует Китай, где продажи печатных книг (включая коммерческую и учебную литературу) по издательской цене в 2022 году составили примерно 12,7 млрд долларов, что на 11,77 % меньше, чем в 2021 году.
А вот книжный рынок Испании, после препандемийного десятилетия стагнации, демонстрирует завидную витальность: в 2022 году выручка в отрасли превысила 1,1 млрд евро, что стало самым высоким показателем с 2011 года. Причем и по сравнению с 2021 годом проседания не произошло: после исключительного роста в 2021 году на 23 % 2022-й продемонстрировал устойчивость с ростом выручки на 1,1 %.
Кстати, Целлюлоза открывает возможность заказа печатного тиража книг.
Как думаете, рынок печатных книг будет расти или падать? Почему?