Задержитесь!

У нас 25510 бесплатных книг, а также есть возможность оформить подписку всего от 279 рублей в месяц!

+
Главная Избранное Каталог Библиотека Блог

Форум | Советы писателю и сценаристу - справочник автора

Как написать книгу? Как стать писателем? Справочник писателя. Писательское мастерство. Обучение на писателя

Тема: Сказка, как жанр устного народного творчества

 
Имя
Сообщение
Люба Баранова
Люба Баранова
Читатель, автор темы
Рег.: 07/05/2024 12:10:44
Тема создана 2024-05-25 17:36:52, обновлена: 109 дн. назад

Данная статья содержит в себе следующие пункты:
- композиция сказки;
- художественные приемы, используемые в сказках;
- характеристика языка сказки.

Сказка - это один из жанров фольклора или художественной литературы.

В устном народном творчестве лежит обычно вымысел. Однако, в основе сказок лежат реальные действия.

Система образов в сказке строится по принципу антитезы (противопоставление), то есть герои делятся на плохих и хороших.

Сказка имеет четкую композицию:

1. Присказка - не связана с содержанием сказки. Нужна для того, чтобы привлечь внимание слушателей/читателя, вовлечь их в необычный сказочный мир.

2. Зачин (зачинать, начинать) - связан с содержанием. Указывает место, время, знакомит с героями.

3. Основная часть сказки содержит набор универсальных "формул":

а) формула роста сказочного героя ("И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше");
б) формула утешения героя волшебным помощником ("Не тужи, ложись спать, утро вечера мудренее");
Пример: путеводный клубочек, щука Емели.
в) безвозмездная помощь ("Аленушка в "Гуси-лебеди", то как ей помогали яблоня, печка и река");
г) формула изменения внешнего вида героя ("И стал Иван таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать");
д) формула, указывающая на деятельность пути ("Бежала, бежала Аленушка..."; "Дурень шел, шел...");
е) магические формулы - заклинания ("По щучьему велению..."; "Избушка, избушка.."). Так же можно отнести сюда песни сказочных героев (песня волка "Волк и семеро козлят").

Художественные приемы:

1. Прием 3-х кратного повторения (отгадайте 3 загадки, 3 желания, 3 дня и 3 ночи, 3 попытки и тд.).

2. Прием антропоморфизма - это наделение животного человеческими качествами (хитрость лисы), а так же олицетворение (говорящая печка, животные).

3. Прием гиперболы (преувеличения). Например: "Другой такой красавицы на всем свете нет".

4. Прием ступенчатого суждения - сокращение предметов до 1, самого главного (то, как спрятана игла Кощея).

5. Концовка - возвращает слушателя из сказочного мира в реальный (я там был, мед, пиво пил..).

Характеристика языка сказки:
Сказка содержит:

1. Устойчивые выражения (ни в сказке сказать, ни пером описать);

2. Сросшиеся синонимы (путь-дороженька, жили-были, грусть-тоска);

3. Тавтология - повторение слов (живут-поживают, диво-дивное);

4. Эпитеты (темный лес, молочная река, чистое поле, красная девица);

5. Эпитеты - прозвища (Елена Прекрасная, Кощей Бессмертный и тд.);

6. Слова, с уменьшительно ласкательным значением (батюшка, солнышко, платочек);

7. Глаголы, помогающие выразить динамику сказки (пустил (+) стрелу старший брат, упала (+) стрела на боярский двор).

Сказка имеет познавательное значение, идейно - воспитательное (учит добру), развивает эстетические чувства.

Надеюсь, данная статья поможет писателям понять структуру сказки, а читателей ознакомит с интересными компонентами сказки.
Vualttrass
Vualttrass
Читатель
Рег.: 12/04/2024 13:55:25
109 дн. назад
Vualttrass пишет:

Что ребенком, что взрослой, я чаще всего подмечала в сказках вот эту полезность: сокращение предметов до 1, самого главного. И в принципе, читая сказки, я узнавала о расстановке приоритетов, выделении главного. "НАлево пойдешь - то-то найдешь, прямо/направо пойдешь - ..." Чем не демонстрация жизненного выбора и необходимости в приоритетах? А сказка о Федоте-Стрельце для меня оказалась кладезем жизненной мудрости: что он делал, что выделял главным и что из этого получалось.
А еще есть целое направление в консультативной психологии: сказкотерапия. Карл Юнг уделял большое значение сказочным, мифическим образам как наследию коллективного бессознательного человечества, через работу с которым решаются проблемы психики. Зачастую работать над собой становится проще через сказку, миф, иносказательную метафору. Эту работу шикарно описала психотерапевт Кларисса Пинкола Эстес, последовательница Юнга. Рекомендую ее книгу "Бегущая с волками". Это сборник сказок мира, бережно трактованных с терапевтической точки зрения. Читается на одном дыхании, осмысляется годами и помогает ежедневно - мое впечатление.

Данная статья содержит в себе следующие пункты:
- композиция сказки;
- художественные приемы, используемые в сказках;
- характеристика языка сказки.

Сказка - это один из жанров фольклора или художественной литературы.

В устном народном творчестве лежит обычно вымысел. Однако, в основе сказок лежат реальные действия.

Система образов в сказке строится по принципу антитезы (противопоставление), то есть герои делятся на плохих и хороших.

Сказка имеет четкую композицию:

1. Присказка - не связана с содержанием сказки. Нужна для того, чтобы привлечь внимание слушателей/читателя, вовлечь их в необычный сказочный мир.

2. Зачин (зачинать, начинать) - связан с содержанием. Указывает место, время, знакомит с героями.

3. Основная часть сказки содержит набор универсальных "формул":

а) формула роста сказочного героя ("И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше");
б) формула утешения героя волшебным помощником ("Не тужи, ложись спать, утро вечера мудренее");
Пример: путеводный клубочек, щука Емели.
в) безвозмездная помощь ("Аленушка в "Гуси-лебеди", то как ей помогали яблоня, печка и река");
г) формула изменения внешнего вида героя ("И стал Иван таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать");
д) формула, указывающая на деятельность пути ("Бежала, бежала Аленушка..."; "Дурень шел, шел...");
е) магические формулы - заклинания ("По щучьему велению..."; "Избушка, избушка.."). Так же можно отнести сюда песни сказочных героев (песня волка "Волк и семеро козлят").

Художественные приемы:

1. Прием 3-х кратного повторения (отгадайте 3 загадки, 3 желания, 3 дня и 3 ночи, 3 попытки и тд.).

2. Прием антропоморфизма - это наделение животного человеческими качествами (хитрость лисы), а так же олицетворение (говорящая печка, животные).

3. Прием гиперболы (преувеличения). Например: "Другой такой красавицы на всем свете нет".

4. Прием ступенчатого суждения - сокращение предметов до 1, самого главного (то, как спрятана игла Кощея).

5. Концовка - возвращает слушателя из сказочного мира в реальный (я там был, мед, пиво пил..).

Характеристика языка сказки:
Сказка содержит:

1. Устойчивые выражения (ни в сказке сказать, ни пером описать);

2. Сросшиеся синонимы (путь-дороженька, жили-были, грусть-тоска);

3. Тавтология - повторение слов (живут-поживают, диво-дивное);

4. Эпитеты (темный лес, молочная река, чистое поле, красная девица);

5. Эпитеты - прозвища (Елена Прекрасная, Кощей Бессмертный и тд.);

6. Слова, с уменьшительно ласкательным значением (батюшка, солнышко, платочек);

7. Глаголы, помогающие выразить динамику сказки (пустил (+) стрелу старший брат, упала (+) стрела на боярский двор).

Сказка имеет познавательное значение, идейно - воспитательное (учит добру), развивает эстетические чувства.

Надеюсь, данная статья поможет писателям понять структуру сказки, а читателей ознакомит с интересными компонентами сказки.

Что ребенком, что взрослой, я чаще всего подмечала в сказках вот эту полезность: сокращение предметов до 1, самого главного. И в принципе, читая сказки, я узнавала о расстановке приоритетов, выделении главного. "НАлево пойдешь - то-то найдешь, прямо/направо пойдешь - ..." Чем не демонстрация жизненного выбора и необходимости в приоритетах? А сказка о Федоте-Стрельце для меня оказалась кладезем жизненной мудрости: что он делал, что выделял главным и что из этого получалось.
А еще есть целое направление в консультативной психологии: сказкотерапия. Карл Юнг уделял большое значение сказочным, мифическим образам как наследию коллективного бессознательного человечества, через работу с которым решаются проблемы психики. Зачастую работать над собой становится проще через сказку, миф, иносказательную метафору. Эту работу шикарно описала психотерапевт Кларисса Пинкола Эстес, последовательница Юнга. Рекомендую ее книгу "Бегущая с волками". Это сборник сказок мира, бережно трактованных с терапевтической точки зрения. Читается на одном дыхании, осмысляется годами и помогает ежедневно - мое впечатление.


Для публикации новых тем и ответов в темах вам нужно войти на сайт.

Станьте автором, чтобы заработать c нами

Вы творческий человек, Вы любите и хотите делиться с людьми тем, в чем разбираетесь?