(О книге «Украденная святыня»)
«ШКАТУЛКА С СЕКРЕТОМ»
Коммерчески успешный литературный проект должен начинаться приблизительно так: «Жарким июньским полднем 201… года в центре сибирского города К. прозвучали выстрелы. И хотя пули улетели в белый свет, в размеренной жизни пожилого сотрудника крупной компании возник сбой. Не окажись он во время стрельбы в офисе у окна, не было бы потом ни скитаний по тайге, ни болезненного удара ополоумевшего майора, ни переодетой в китайца коварной монголки…».
Всего один первый абзац, три предложения, но сколько интригующего заложено. Тут сразу обозначена главная фигура повествования, его возраст, работа и уклад жизни; приблизительное время и место действия; странные выстрелы кого-то по кому-то; некий майор и таинственная монголка; а ещё читателю обещают приключения в тайге и многое другое, о чём можно лишь догадываться. Такой ёмкий зачин книги говорит о профессиональном мастерстве автора. И даже не верится, что у красноярца Анатолия Пащенко это первый опубликованный роман. Вот в какую сторону надо бы смотреть московским издателям. Столица исчерпала себя в литературе. Писательские дарования набирают силу именно в регионах. Там подлинная духовная и культурная мощь России.
И не стоит думать, что книга Пащенко «Украденная святыня», выпущенная в авторской редакции в Новосибирске (оформление ООО «Манускрипт»), это просто какая-то очередная авантюрно-детективная стрелялка. Вовсе нет. Время сейчас такое, что даже Лев Толстой не пробился бы к читателям со своими романами. Сказали бы: «Покороче, парень, мало экшена». Достоевскому посоветовали бы, чтобы Раскольников погуще махал топором, а Тургеневу вообще указали бы на порог или предложили сменить фамилию на женскую, для сентиментально-романтической дамской аудитории. Поэтому умным современным авторам приходится хитрить. Облекать свои серьёзные произведения в криминально-приключенческую оболочку. Так надо, поскольку о другой литературе массовый читатель уже и не помнит. Но зато есть реальная возможность донести до него цельные мысли, поставить вечные вопросы жизни и смерти, любви и человеческого бытия. Такие романы-детективы действуют на подсознание, обогащают читателя духовно, пробуждают генетическую память. Книга Пащенко – из их числа.
Если коротко, то основная коллизия «Украденной святыни» связана с золотом скифских курганов, вокруг которых вершатся судьбы главных персонажей: коллекционеров, «чёрных» археологов, любителей старины и опытных преступников. Есть любовная линия, мистическая, историческая. Словом, роман многоплановый, отнюдь не прост. Хотя читается именно легко. Этому способствует хороший и чистый русский язык. Оно и понятно, автор по образованию филолог, к тому же, долго занимался журналистикой, печатался и в местных, и в московских СМИ. Но главное и, пожалуй, самое важное – его произведение, наполненное светом и лирикой, рождает в читателе веру и оптимизм. И, наверное, не случайно Пащенко предварил каждую главу своего романа эпиграфами из классического наследия русских поэтов – Пушкина, Блока, Бальмонта, Баратынского, Плещеева, Брюсова и других. Что тоже идёт читателю только на пользу. В общем, этакая хитрая шкатулка с секретом. Откроешь – получишь удовольствие, порадуешься красоте не только формы, но и содержания.
Александр ТРАПЕЗНИКОВ, член Союза писателей России.
(газета «ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ»).