Читателям предлагается рассказ о жизни в условиях эмоциональной зависимости от близкого человека, когда этот близкий проявляет себя в отношениях как агрессор: унижает, подавляет и обесценивает. Автор поднимает тему актуальную во все времена и при любых обстоятельствах, поскольку вопрос психологического насилия в той или иной мере касается каждого из нас. Произведение можно отнести к жанру психологическая драма, из которой мы узнаем о душевных переживаниях главных героев: антагонистов и протагонистов, когда, в зависимости от обстоятельств они меняются ролями.
Вся аннотация автора информирует нас: не надо терпеть, плакать и страдать, когда можно в любой момент просто встать, развернуться и пойти своей дорогой. А также о том, что жертва, находясь в положении зависимости и постоянных переживаний, попросту не осознает этой возможности идти по жизни своим путем.
Первый рассказ «Для мамы она просто умерла…» показывает нам жизнь девушки Олеси, ее детство и годы взросления. По сюжету ее мама, как антагонист, деспотично любит свою дочь, эгоистично требует любви только к себе и ни к кому другому. Автор показывает, как складываются отношения мамы и дочки в условиях, когда у ребенка нет другого выбора. До определенного момента осознания – что этот выбор был и есть, после которого жизнь продолжается, только уже без зависимости, без подавления, без психологической агрессии.
Другой рассказ «Подкаблучник» вновь представляет нам героиню Олесю и ее мужа, протагониста Георгия. Это короткая, семейная сцена молодой супружеской пары. Без подробностей, без предыстории, на наш суд открываются их отношения. Мне, как читателю, сложно было сделать вывод о том, кто же из них на самом деле психологический агрессор. С Олесей мы знакомы, а характер ее мужа остается неизвестным – что привело его к такой эмоциональной реакции. Будет понятнее, если автор допишет эти моменты.
«Господь терпел и нам велел…» - это завершающая история книги. В ней мы подробнее узнаем о характерах главных героев, снова видим столкновение протагониста и мамы-антагониста с позиции дочери Олеси. Их внешний конфликт заключается в критичности мамы и покорности дочери. Внутренний конфликт изображается автором как потребность матери оказывать на ребенка психологическое давление, с одной стороны, и потребность ее дочери Олеси в обыкновенной материнской любви, желание тепла и ласки, с другой стороны.