Я начинающий автор. Поэтому моё мнение основано лишь на своей читательской практике.
Есть два вида начал: с прологом и без.
2-е - это обычное повествования, как вначале так и в середине. Если это не так и интересная завязка продолжается замусоливанием, то лично я такие произведения не дочитываю.
Пролог - это либо самый интригующий сюжет произведения, либо яркая особенность мира произведения, которая во всём повествовании будет понемногу проступать.
Но огромное количество известных авторов не соблюдают и этого. К примеру Желязны "Бог света". Тем не менее читателей у них хватает. Художественная литература не журналистика - пути писателя неисповедимы
Субъективно могу сказать, что мне нравится начало "сначала", когда главный герой, погруженный в свою повседневную жизнь занимается повседневными делами и т.д. Не люблю, когда в начале - яркий или даже кульминационный момент, а в следующей главе - 10 месяцами ранее (например). Зачем? я же теперь знаю, что произойдет через 10 месяцев)
Для того чтобы заинтересовать читателя с первых строк нужно создать яркий образ персонажей, поскольку первое впечатление является самым главным "крючком", на который подсаживается читатель и будет с интересом наблюдать за персонажами. Также стоит соблюдать некий баланс одинакового соотношения между описанием места где происходит действие и диалогами персонажами, потому что если нарушить этот баланс читатель может заскучать. Создать интригу, загадку или вопрос который заставит читателя с интересом продолжить чтение, каждый абзац должен иметь ярко выраженную идею, смысл, которую автор хочет передать своим читателям. Заголовок книги должен быть лаконичным и кратким и вызывать интерес, поэтому стоит отказаться от длинных названий.
{quote:2474/79291/#p84448}Заголовок книги должен быть лаконичным и кратким и вызывать интерес, поэтому стоит отказаться от длинных названий.
// id:1061931{quote}
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим».
"Всё смешалось в доме Облонских." Или вот: "В одном из вагонов третьего класса, с рассвета, очутились друг против друга, у самого окна, два пассажира...".
В кино открывающий кадр очень важен, поскольку предваряет всё повествование. В книге так же. Только вот, на мой взгляд, задача должна быть не в том, чтобы заинтриговать, а в том, чтобы задать тон тому, о чём дальше пойдёт речь. Всё в художественном произведении имеет цель, так что главное с ней определиться.
Спустя несколько десятков лет читательской практики я все еще считаю самым гениальным началом книги вот эту фразу: "Сегодня умерла мама. А может быть, вчера – не знаю". (Камю, "Посторонний".
Начало должно вызывать вопросы, но не недоумение. Недоумение отпугивает, а отсутсвие вопросов - убийтвенно для большинства произведений.
Очень люблю первое предложение книги Г. Газданова "Вечер у Клэр": "Клэр была больна". Важно, что последнее слово в романе такое же, как и первое - Клэр, что подчеркивает центральность ее образа - с Клэр все начинается, с Клэр все заканчивается
Первая глава, ознакомительный фрагмент - это то, с чего все начинается.
Название, аннотацив и обложка могут быть прекрасны, но читатель, не поняв произведение сразу, уйдет. Порой автор только начал публиковаться, обложки нет, аннотация непонятная. Но, удивительно, мы видим до 100% дочитывания книги после перехода к первому фрагменту.
Какие фишки Вы применяете, либо встречали, успешно используемые в первой главе для вовлечения и удержания читателей?
Какие ошибки Вы встречаете, которых можно избежать?
Я начинающий автор. Поэтому моё мнение основано лишь на своей читательской практике.
Есть два вида начал: с прологом и без.
2-е - это обычное повествования, как вначале так и в середине. Если это не так и интересная завязка продолжается замусоливанием, то лично я такие произведения не дочитываю.
Пролог - это либо самый интригующий сюжет произведения, либо яркая особенность мира произведения, которая во всём повествовании будет понемногу проступать.
Но огромное количество известных авторов не соблюдают и этого. К примеру Желязны "Бог света". Тем не менее читателей у них хватает. Художественная литература не журналистика - пути писателя неисповедимы
Субъективно могу сказать, что мне нравится начало "сначала", когда главный герой, погруженный в свою повседневную жизнь занимается повседневными делами и т.д. Не люблю, когда в начале - яркий или даже кульминационный момент, а в следующей главе - 10 месяцами ранее (например). Зачем? я же теперь знаю, что произойдет через 10 месяцев)
Для того чтобы заинтересовать читателя с первых строк нужно создать яркий образ персонажей, поскольку первое впечатление является самым главным "крючком", на который подсаживается читатель и будет с интересом наблюдать за персонажами. Также стоит соблюдать некий баланс одинакового соотношения между описанием места где происходит действие и диалогами персонажами, потому что если нарушить этот баланс читатель может заскучать. Создать интригу, загадку или вопрос который заставит читателя с интересом продолжить чтение, каждый абзац должен иметь ярко выраженную идею, смысл, которую автор хочет передать своим читателям. Заголовок книги должен быть лаконичным и кратким и вызывать интерес, поэтому стоит отказаться от длинных названий.
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим».
"Всё смешалось в доме Облонских." Или вот: "В одном из вагонов третьего класса, с рассвета, очутились друг против друга, у самого окна, два пассажира...".
В кино открывающий кадр очень важен, поскольку предваряет всё повествование. В книге так же. Только вот, на мой взгляд, задача должна быть не в том, чтобы заинтриговать, а в том, чтобы задать тон тому, о чём дальше пойдёт речь. Всё в художественном произведении имеет цель, так что главное с ней определиться.
Спустя несколько десятков лет читательской практики я все еще считаю самым гениальным началом книги вот эту фразу: "Сегодня умерла мама. А может быть, вчера – не знаю". (Камю, "Посторонний".
Начало должно вызывать вопросы, но не недоумение. Недоумение отпугивает, а отсутсвие вопросов - убийтвенно для большинства произведений.
Очень люблю первое предложение книги Г. Газданова "Вечер у Клэр": "Клэр была больна". Важно, что последнее слово в романе такое же, как и первое - Клэр, что подчеркивает центральность ее образа - с Клэр все начинается, с Клэр все заканчивается