Задержитесь!

У нас 25677 бесплатных книг, а также есть возможность оформить подписку всего от 279 рублей в месяц!

+
Главная Избранное Каталог Библиотека Блог

Форум | Советы писателю и сценаристу - справочник автора

Как написать книгу? Как стать писателем? Справочник писателя. Писательское мастерство. Обучение на писателя

Тема: Видоизменение жанра "Фантастика" со временем

 
Имя
Сообщение
Админ
Админ
Писатель, автор темы
Рег.: 11/09/2012 17:34:04
Тема создана 2015-09-12 12:50:08, обновлена: 2813 дн. назад
Админ пишет:

А мне вот хотелось бы поднять эту тему, которая, по факту, тянет на достаточно солидный научный труд)

Если мы проследим за жанром "фантастика" вглубь времен, например, до начала прошлого века, то получится такая картина:

(продолжение ниже)
Админ
Админ
Писатель
Рег.: 11/09/2012 17:34:04
3311 дн. назад
Админ пишет:

- Сначала фантастика отражала лучшие мечтания людей. Они действительно и всерьёз мечтали о покорении космоса, о межпланетных и межзвездных перелетах. Это особенно сильно проявилось после полёта Гагарина и высадке американцев на Луне. Тогда была такая всеобщая мировая эйфория в обществе, что, мол, всё - следующая цель - Марс, потом и ионные/фотонные звездолёты построим, и к Альфа Центавре и Сириусу полетим, будем добывать ресурсы на астероидах и т.д.
При этом в мечтах советских фантастов эта идея покорения космоса плотно переплеталась с идеями социализма - равенства, братства, самопожертвования ради науки, всяких прочих лучших человеческих чувств. Главные герои фантастики того времени непременно начитаны, спортивны, красивы, галантны и прочая прочая.
Сами же фантасты в своих книгах поднимали острые прикладные вопросы покорения космоса и долгих перелетов, и пытались найти решения к этим проблемам: как регенерировать кислород, как спасаться от невесомости, как осуществить контакт с инопланетянами, как найти общий язык с ними, как побороть длительное изолирование космолетчиков от общества на борту корабля, как на психику людей влияет космос и инопланетяне... Фантасты придумывали микрофильмы на крошечных фотопленках, на которых были перефотографированы все лучшие книги мира. В капитанской рубке корабля непременно стояли огромнейшие электронные машины, которые мирно гудели, пощёлкивали своими ферромагнитными накопителями и мерцали зелененькими лампочками статусных индикаторов, а по тону гула, издаваемому машиной, опытные операторы ЭВМ определяли, все ли ОК или машина начинает глючить...

А что сейчас?
Сейчас все стало довольно прозаично. Нет нужды ничего этого изобретать и фантазировать: всё уже изобретено. И компьютеры есть, которые не занимают половину корабля, и нужды в микрофильмах нет никакой, потому что всё письменное, музыкальное и изобразительное искусство можно запихнуть на флешки и DVD диски... И параметры планет и спутников известны, и также известно то, как космос влияет на человека, т.к. были космические вахты даже по 1 году.... И сама мировая эйфория по поводу завоевания иных планет уже отошла на десятый план. Теперь в приоритете у людей бабло, деньги, политика, курс бакса, новые автомобили, секс и сериалы...

Вобщем, на мой взгляд, классическая, мечтательная фантастика отмерла, поскольку закончился на Земле период наивного космического освоения. А мне такой фантастики так не хватает)
Спасибо сказали: Алексей Ноунэйм, Eugen Qu
Админ
Админ
Писатель
Рег.: 11/09/2012 17:34:04
3311 дн. назад
Админ пишет:

- Сначала фантастика отражала лучшие мечтания людей. Они действительно и всерьёз мечтали о покорении космоса, о межпланетных и межзвездных перелетах. Это особенно сильно проявилось после полёта Гагарина и высадке американцев на Луне. Тогда была такая всеобщая мировая эйфория в обществе, что, мол, всё - следующая цель - Марс, потом и ионные/фотонные звездолёты построим, и к Альфа Центавре и Сириусу полетим, будем добывать ресурсы на астероидах и т.д.
При этом в мечтах советских фантастов эта идея покорения космоса плотно переплеталась с идеями социализма - равенства, братства, самопожертвования ради науки, всяких прочих лучших человеческих чувств. Главные герои фантастики того времени непременно начитаны, спортивны, красивы, галантны и прочая прочая.
Сами же фантасты в своих книгах поднимали острые прикладные вопросы покорения космоса и долгих перелетов, и пытались найти решения к этим проблемам: как регенерировать кислород, как спасаться от невесомости, как осуществить контакт с инопланетянами, как найти общий язык с ними, как побороть длительное изолирование космолетчиков от общества на борту корабля, как на психику людей влияет космос и инопланетяне... Фантасты придумывали микрофильмы на крошечных фотопленках, на которых были перефотографированы все лучшие книги мира. В капитанской рубке корабля непременно стояли огромнейшие электронные машины, которые мирно гудели, пощёлкивали своими ферромагнитными накопителями и мерцали зелененькими лампочками статусных индикаторов, а по тону гула, издаваемому машиной, опытные операторы ЭВМ определяли, все ли ОК или машина начинает глючить...

А что сейчас?
Сейчас все стало довольно прозаично. Нет нужды ничего этого изобретать и фантазировать: всё уже изобретено. И компьютеры есть, которые не занимают половину корабля, и нужды в микрофильмах нет никакой, потому что всё письменное, музыкальное и изобразительное искусство можно запихнуть на флешки и DVD диски... И параметры планет и спутников известны, и также известно то, как космос влияет на человека, т.к. были космические вахты даже по 1 году.... И сама мировая эйфория по поводу завоевания иных планет уже отошла на десятый план. Теперь в приоритете у людей бабло, деньги, политика, курс бакса, новые автомобили, секс и сериалы...

Вобщем, на мой взгляд, классическая, мечтательная фантастика отмерла, поскольку закончился на Земле период наивного космического освоения. А мне такой фантастики так не хватает)
Спасибо сказали: Алексей Ноунэйм, Eugen Qu
Плотников Сергей
Плотников Сергей
Писатель
Рег.: 25/01/2015 14:45:26
3311 дн. назад

Мне кажется, что если наши политики по какой-то причине возьмут курс на романтизацию космоса и начнут эту тему продвигать путем агитации - опять и наивные мечтатели появятся) К тому же, например, у того же Хайнлайна совсем не было идей социализма - а романтизм космоса был на 100% раскачан)
Инна Кублицкая
Инна Кублицкая
Писатель
Рег.: 14/04/2013 20:59:53
3311 дн. назад

Админ, вы не правы. В то самое время, когда космические корабли бороздили просторы в фантастике, существовала и социальная фантастика, которая сейчас сбывается. Жить в ней не хочется, а приходится. А сбежать куда-то человеку хочется, а технических знаний большинству эскапистов попросту не хватает, отчего и расплодилась фентезятина во всех видах и формах. Тем не менее, пищущие в твердой НФ таки есть (правда, хрен их найдешь в этом вале фэнтези).
И да, когда пойдет следующий виток освоения космоса - скажем, построение баз на Луне, должен произойти новый рывок НФ. Именно для того, чтобы романтизировать жизнь в космосе и набрать энтузиастов туда, где трудно работать профессионалам.

Greyrat, Хайнлайн был антикоммунистом, откуда у него взяться социалистическим идеям. Однако когда он начинал проповедовать о развитии демократии, социализм таки местами проглядывал. Под маской истинно народной демократии))
Гость-14581
Гость-14581
Читатель
Рег.: 23/04/2015 19:44:12
3311 дн. назад
Гость-14581 пишет:

для НФ не нужны наивные мечтатели , а нужны ученные- мечтатели профи в своей области
Антон
Антон
Читатель
Рег.: 05/06/2015 21:31:03
3311 дн. назад
Антон пишет:

Да ладно , всегда были взлёты и падения . Да с час некоторые писатели пишут и цинично и с матом , и безграмотьё почти везде .Хотя есть и вполне нормальные адекватные писатели , у которых есть и нормальные вещи , от которых не так просто оторваться .
Наталья Романова
Наталья Романова
Писатель
Рег.: 01/07/2015 20:41:05
3310 дн. назад

На счет наивности). Можно ли назвать наивным Жюля Верна, основателя жанра? Наверное, да. Кроме фантастики, книги насыщены приключениями и... отношениями, как нич странно))). Каждый персонаж имеет свой характер, совершает поступки, которые мы как читатели либо одобряем, либо осуждаем.

Так что на счет романтизации космоса тут надо поглядеть еще. У того же Лукьяненко в самой первой серии книг о космосе наряду с главной линией о возвращении и всякой фантастической атрибутикой имеется любовно-романтическая линия, которая вовсе не портит произведение, а придает ему нотку, которая звучит в каждом человеческом сердце. Наивны ли произведения с романтической линией? Да не все!

Достоверность! Вот тот краеугольный камень, который удержит любую книжку в бестселлерах. Все зависит от способности писателя держать баланс на канате достоверности. Шаг в сторону и ты заигрался и забыл о реальности. От легкого налета романтики до слащавой наивности, от жестокого мира машин до сухого изложения технических характеристик робототехники, от ярких запоминающихся характеров до безликих масок... один шаг, к сожалению.

Кроме того, современный автор должен идти в ногу со временем. Потому что понятия меняются. И это происходит в обществе с невероятной скоростью. То, что вчера мы считали актуальной темой, сегодня уже никого не интересует. А порой и выглядит смешным и старомодным. Нет, конечно, писатель может настаивать. Спикулировать умением создавать истории сродни "желтой прессе". Читатель, падкий на такие истории, находится всегда. Но это не настоящая литература. Она ни от сердца. Печально, что пока будет спрос, будет и предложение.

Так что, резюмируя свою мысль, скажу так. Считаю, что каждый жанр имеет право на существование до тех пор и в той степени, в которой он будет востребован читателем. Все зависит не от жанра, а от качества написанного.
Наталья Романова
Наталья Романова
Писатель
Рег.: 01/07/2015 20:41:05
3310 дн. назад

Еще немного про термины.

Мне кажется, что сейчас все просто запутались, и пока кто-то авторитетный не напомнит, что же такое научная фантастика, к жанру будут примазывать все, что связано с космосом автоматом).

Научная фантастика - произведение, в основе которого лежит достоверное описание какого-то научного ноу-хау. И не важно, в какой области это ноу-хау предполагается изобрести.

К примеру, в области психиатрии. Или в области управления обществом.

В то же время, сегодня многие пытаются к жанру научной фантастики приписать любые невероятные приключения, содержащие просто иной взгляд на общество, к примеру. Можно ли считать научной фантастикой описание общества будущего, в котором это самое общество деградировало и изыскивает способы выжить? Наверное, только в том случае, если в произведение описано какое-то ноу-хау, дающее возможность совершить скачок в развитии?
Наталья Романова
Наталья Романова
Писатель
Рег.: 01/07/2015 20:41:05
3307 дн. назад

Вот перечитала и захотелось добавить. В произведениях авторов, на которых мы "молимся", то бишь бр. Стругацких, конечно же не все подпадает под жанр научной фантастики. Я бы к примеру, отнесла Понедельник к жанру социальной фантастики. Скажете, не существует? Создадим). Не проблема!

В том-то и дело, что мы, рассуждая о произведениях, созданных в эпоху "развитого социализма", забываем о том, что в то время отнесение к жанрам вообще было жестко регламентировано. Фантастика и научная фантастика. Никакого фэнтези. Шаг в сторону что называется, расстрел. Что поделать - дань времени!

Поэтому, не надо сегодня бояться переносить эти произведения из раздела в раздел. Время меняется. Думаю, Стругацкие, как истинные фантасты, не возразят))). Даже оттуда.
Гость-17195
Гость-17195
Читатель
Рег.: 16/07/2015 07:23:33
3307 дн. назад
Гость-17195 пишет:

Наталья Романова- Все зависит не от жанра, а от качества написанного
Ага, только статистика говорит обратное: Вы против Resshen.
Так что спускайтесь на землю и пишите то что в моде.

А мне вот хотелось бы поднять эту тему, которая, по факту, тянет на достаточно солидный научный труд)

Если мы проследим за жанром "фантастика" вглубь времен, например, до начала прошлого века, то получится такая картина:

(продолжение ниже)

- Сначала фантастика отражала лучшие мечтания людей. Они действительно и всерьёз мечтали о покорении космоса, о межпланетных и межзвездных перелетах. Это особенно сильно проявилось после полёта Гагарина и высадке американцев на Луне. Тогда была такая всеобщая мировая эйфория в обществе, что, мол, всё - следующая цель - Марс, потом и ионные/фотонные звездолёты построим, и к Альфа Центавре и Сириусу полетим, будем добывать ресурсы на астероидах и т.д.
При этом в мечтах советских фантастов эта идея покорения космоса плотно переплеталась с идеями социализма - равенства, братства, самопожертвования ради науки, всяких прочих лучших человеческих чувств. Главные герои фантастики того времени непременно начитаны, спортивны, красивы, галантны и прочая прочая.
Сами же фантасты в своих книгах поднимали острые прикладные вопросы покорения космоса и долгих перелетов, и пытались найти решения к этим проблемам: как регенерировать кислород, как спасаться от невесомости, как осуществить контакт с инопланетянами, как найти общий язык с ними, как побороть длительное изолирование космолетчиков от общества на борту корабля, как на психику людей влияет космос и инопланетяне... Фантасты придумывали микрофильмы на крошечных фотопленках, на которых были перефотографированы все лучшие книги мира. В капитанской рубке корабля непременно стояли огромнейшие электронные машины, которые мирно гудели, пощёлкивали своими ферромагнитными накопителями и мерцали зелененькими лампочками статусных индикаторов, а по тону гула, издаваемому машиной, опытные операторы ЭВМ определяли, все ли ОК или машина начинает глючить...

А что сейчас?
Сейчас все стало довольно прозаично. Нет нужды ничего этого изобретать и фантазировать: всё уже изобретено. И компьютеры есть, которые не занимают половину корабля, и нужды в микрофильмах нет никакой, потому что всё письменное, музыкальное и изобразительное искусство можно запихнуть на флешки и DVD диски... И параметры планет и спутников известны, и также известно то, как космос влияет на человека, т.к. были космические вахты даже по 1 году.... И сама мировая эйфория по поводу завоевания иных планет уже отошла на десятый план. Теперь в приоритете у людей бабло, деньги, политика, курс бакса, новые автомобили, секс и сериалы...

Вобщем, на мой взгляд, классическая, мечтательная фантастика отмерла, поскольку закончился на Земле период наивного космического освоения. А мне такой фантастики так не хватает)

- Сначала фантастика отражала лучшие мечтания людей. Они действительно и всерьёз мечтали о покорении космоса, о межпланетных и межзвездных перелетах. Это особенно сильно проявилось после полёта Гагарина и высадке американцев на Луне. Тогда была такая всеобщая мировая эйфория в обществе, что, мол, всё - следующая цель - Марс, потом и ионные/фотонные звездолёты построим, и к Альфа Центавре и Сириусу полетим, будем добывать ресурсы на астероидах и т.д.
При этом в мечтах советских фантастов эта идея покорения космоса плотно переплеталась с идеями социализма - равенства, братства, самопожертвования ради науки, всяких прочих лучших человеческих чувств. Главные герои фантастики того времени непременно начитаны, спортивны, красивы, галантны и прочая прочая.
Сами же фантасты в своих книгах поднимали острые прикладные вопросы покорения космоса и долгих перелетов, и пытались найти решения к этим проблемам: как регенерировать кислород, как спасаться от невесомости, как осуществить контакт с инопланетянами, как найти общий язык с ними, как побороть длительное изолирование космолетчиков от общества на борту корабля, как на психику людей влияет космос и инопланетяне... Фантасты придумывали микрофильмы на крошечных фотопленках, на которых были перефотографированы все лучшие книги мира. В капитанской рубке корабля непременно стояли огромнейшие электронные машины, которые мирно гудели, пощёлкивали своими ферромагнитными накопителями и мерцали зелененькими лампочками статусных индикаторов, а по тону гула, издаваемому машиной, опытные операторы ЭВМ определяли, все ли ОК или машина начинает глючить...

А что сейчас?
Сейчас все стало довольно прозаично. Нет нужды ничего этого изобретать и фантазировать: всё уже изобретено. И компьютеры есть, которые не занимают половину корабля, и нужды в микрофильмах нет никакой, потому что всё письменное, музыкальное и изобразительное искусство можно запихнуть на флешки и DVD диски... И параметры планет и спутников известны, и также известно то, как космос влияет на человека, т.к. были космические вахты даже по 1 году.... И сама мировая эйфория по поводу завоевания иных планет уже отошла на десятый план. Теперь в приоритете у людей бабло, деньги, политика, курс бакса, новые автомобили, секс и сериалы...

Вобщем, на мой взгляд, классическая, мечтательная фантастика отмерла, поскольку закончился на Земле период наивного космического освоения. А мне такой фантастики так не хватает)

Мне кажется, что если наши политики по какой-то причине возьмут курс на романтизацию космоса и начнут эту тему продвигать путем агитации - опять и наивные мечтатели появятся) К тому же, например, у того же Хайнлайна совсем не было идей социализма - а романтизм космоса был на 100% раскачан)

Админ, вы не правы. В то самое время, когда космические корабли бороздили просторы в фантастике, существовала и социальная фантастика, которая сейчас сбывается. Жить в ней не хочется, а приходится. А сбежать куда-то человеку хочется, а технических знаний большинству эскапистов попросту не хватает, отчего и расплодилась фентезятина во всех видах и формах. Тем не менее, пищущие в твердой НФ таки есть (правда, хрен их найдешь в этом вале фэнтези).
И да, когда пойдет следующий виток освоения космоса - скажем, построение баз на Луне, должен произойти новый рывок НФ. Именно для того, чтобы романтизировать жизнь в космосе и набрать энтузиастов туда, где трудно работать профессионалам.

Greyrat, Хайнлайн был антикоммунистом, откуда у него взяться социалистическим идеям. Однако когда он начинал проповедовать о развитии демократии, социализм таки местами проглядывал. Под маской истинно народной демократии))

для НФ не нужны наивные мечтатели , а нужны ученные- мечтатели профи в своей области

Да ладно , всегда были взлёты и падения . Да с час некоторые писатели пишут и цинично и с матом , и безграмотьё почти везде .Хотя есть и вполне нормальные адекватные писатели , у которых есть и нормальные вещи , от которых не так просто оторваться .

На счет наивности). Можно ли назвать наивным Жюля Верна, основателя жанра? Наверное, да. Кроме фантастики, книги насыщены приключениями и... отношениями, как нич странно))). Каждый персонаж имеет свой характер, совершает поступки, которые мы как читатели либо одобряем, либо осуждаем.

Так что на счет романтизации космоса тут надо поглядеть еще. У того же Лукьяненко в самой первой серии книг о космосе наряду с главной линией о возвращении и всякой фантастической атрибутикой имеется любовно-романтическая линия, которая вовсе не портит произведение, а придает ему нотку, которая звучит в каждом человеческом сердце. Наивны ли произведения с романтической линией? Да не все!

Достоверность! Вот тот краеугольный камень, который удержит любую книжку в бестселлерах. Все зависит от способности писателя держать баланс на канате достоверности. Шаг в сторону и ты заигрался и забыл о реальности. От легкого налета романтики до слащавой наивности, от жестокого мира машин до сухого изложения технических характеристик робототехники, от ярких запоминающихся характеров до безликих масок... один шаг, к сожалению.

Кроме того, современный автор должен идти в ногу со временем. Потому что понятия меняются. И это происходит в обществе с невероятной скоростью. То, что вчера мы считали актуальной темой, сегодня уже никого не интересует. А порой и выглядит смешным и старомодным. Нет, конечно, писатель может настаивать. Спикулировать умением создавать истории сродни "желтой прессе". Читатель, падкий на такие истории, находится всегда. Но это не настоящая литература. Она ни от сердца. Печально, что пока будет спрос, будет и предложение.

Так что, резюмируя свою мысль, скажу так. Считаю, что каждый жанр имеет право на существование до тех пор и в той степени, в которой он будет востребован читателем. Все зависит не от жанра, а от качества написанного.

Еще немного про термины.

Мне кажется, что сейчас все просто запутались, и пока кто-то авторитетный не напомнит, что же такое научная фантастика, к жанру будут примазывать все, что связано с космосом автоматом).

Научная фантастика - произведение, в основе которого лежит достоверное описание какого-то научного ноу-хау. И не важно, в какой области это ноу-хау предполагается изобрести.

К примеру, в области психиатрии. Или в области управления обществом.

В то же время, сегодня многие пытаются к жанру научной фантастики приписать любые невероятные приключения, содержащие просто иной взгляд на общество, к примеру. Можно ли считать научной фантастикой описание общества будущего, в котором это самое общество деградировало и изыскивает способы выжить? Наверное, только в том случае, если в произведение описано какое-то ноу-хау, дающее возможность совершить скачок в развитии?

Вот перечитала и захотелось добавить. В произведениях авторов, на которых мы "молимся", то бишь бр. Стругацких, конечно же не все подпадает под жанр научной фантастики. Я бы к примеру, отнесла Понедельник к жанру социальной фантастики. Скажете, не существует? Создадим). Не проблема!

В том-то и дело, что мы, рассуждая о произведениях, созданных в эпоху "развитого социализма", забываем о том, что в то время отнесение к жанрам вообще было жестко регламентировано. Фантастика и научная фантастика. Никакого фэнтези. Шаг в сторону что называется, расстрел. Что поделать - дань времени!

Поэтому, не надо сегодня бояться переносить эти произведения из раздела в раздел. Время меняется. Думаю, Стругацкие, как истинные фантасты, не возразят))). Даже оттуда.

Наталья Романова- Все зависит не от жанра, а от качества написанного
Ага, только статистика говорит обратное: Вы против Resshen.
Так что спускайтесь на землю и пишите то что в моде.


Для публикации новых тем и ответов в темах вам нужно войти на сайт.

Станьте автором, чтобы заработать c нами

Вы творческий человек, Вы любите и хотите делиться с людьми тем, в чем разбираетесь?