Задержитесь!

У нас 25581 бесплатных книг, а также есть возможность оформить подписку всего от 279 рублей в месяц!

+
Главная Избранное Каталог Библиотека Блог

Форум | Советы писателю и сценаристу - справочник автора

Как написать книгу? Как стать писателем? Справочник писателя. Писательское мастерство. Обучение на писателя

Тема: Космофантастика или все-таки космофэнтези?

 
Имя
Сообщение
Плотников Сергей
Плотников Сергей
Писатель, автор темы
Рег.: 25/01/2015 14:45:26
Тема создана 2015-09-12 11:22:49, обновлена: 2936 дн. назад

Стругацкие, помниться, говорили, что фантастика - это не про будущее, это про настоящее, просто поданное в необычном антураже. Ну, я не буду спорить с мэтрами, однако как раз у Стругацких в фантастике есть то, что сильно не хватает книгам современных авторов. В них есть фантастика! Сиречь - более или менее достоверное футурологическое предсказание о будущем, причем не только с технологической стороны, но и с социальной, и культурологической. А теперь откроем любую ближайшую космо-что-то-там, и увидим: искины, нейросети, роботы, гиперпространство... наемники, пираты, силовые поля, лазеры пыщь-пыщь. И все. Ладно, люди такие же, как мы сейчас в плане мировоззрения и/или культуры либо производные - это нормально, как раз то, про что говорили АБС. Но:

Нейросеть, например.
Прямой компьютерный интерфейс в мозгу человека (по определению). ПРЯМОЙ! Настолько интегрированный, что позволяет загружать в память ЗНАНИЯ! И при этом - управление рычагами и кнопками! Экраны - при возможности проецировать изображения прямо в мозг. Огромные космические корабли, где экипаж ходит по палубам, кушает хавку и развлекается, смотря триде телек... ЩИТО? Под руками - система виртуальной реальности! С полной интеграцией - то есть можно подменить все пять чувств, и хоть корабль нарисуй там в десять раз больше реального, пока тело лежит под слоями брони в капсуле ВР, хоть целую планету! И питание по трубочке в вену - пока герой ест от пуза виртуальные блюда. И пресловутую газовую среду можно убрать из корабля, от которой пожары и поражение ударной волной во время космического сражения. Это ведь только один момент из многих, понимаете? Например, еще распространенный штамп: общение. Сюжет строится на том, что герой подслушал или героя подслушали... да черт возьми! У всех в головах - телефон и чатик, конфиденциальную инфу можно десять раз зашифровать и скинуть пакетом! Это не считая того, что можно "мысленно" говорит с кем угодно в пределах связи через нейросеть, не напрягая голосовые связки и гораздо быстрее - помните, что Н. может синтезировать ощущения из-за плотности своей интеграции с головным мозгом человека? Получается, что люди, имеющие Н. вообще в слух не говорят - этакая технотелепатия получается. И все вот это вот описанное - только маленький кусочек только одного пункта! А их я даже навскидку привел шесть.

Так что "хорятина" и прочая фантазия на тему - никакая не фантастика, а натуральное фэнтези получается. "Почему у тебя все устроено так". "Мир такой и я так вижу". М-да.
Инна Кублицкая
Инна Кублицкая
Писатель
Рег.: 14/04/2013 20:59:53
3289 дн. назад

Greyrat, фантастика многогранна, и фэнтези входит в нее как составная часть. Вы, я вижу, понимаете под словом "фантастика" так называемую научную фантастику, НФ, или. если по-иностранному, SF. однако кроме НФ в фантастике еще есть космоопера - да, что-то вроде фэнтези в обертке из космолетов и инопланетян.
Плотников Сергей
Плотников Сергей
Писатель
Рег.: 25/01/2015 14:45:26
3289 дн. назад

Инна, я в курсе, но ведь в фантастике подразумевается именно некая логическая связность мира. Пусть линкоры, идущие на абордаж и силовые клинки в руках десантников-зеков, но тогда и остальные реалии должны быть "подвязаны". Просто в фэнтези несбалансированность мира может быть списана на магию: грубо говоря, великий маг тут придумал заклинание, а тут нет, а как он это сделал - все остальные хз, так и живут. Я не призываю ударятся в заклепки, просто если каждый автор чуть-чуть подумает о мире, а не только о сюжете - мы получим кучу разных книг, а не "литературный ксерокс", на который даже на этом форуме уже жаловались. Как думаете?
Инна Кублицкая
Инна Кублицкая
Писатель
Рег.: 14/04/2013 20:59:53
3289 дн. назад

Greyrat, в фантастике вы можете обращаться даже к мистике, если не придерживаетесь именно научной фантастики - жанр очень многогранен. Я тоже не призываю ударяться в заклепки, но от космооперы смешно требовать несвойственных ей черт. Надо просто делать различие между космооперой и научной фантастикой. В космоопере как таковой мир сводится до антуража: все то же самое, что в фэнтези, но разлито в скафандры. Разве что чудеса происходят не по мановению волшебной палочки, а из каких-то неописанных конкретно гаджетов. А вот когда речь идет о НФ, тогда мы и можем требовать с автора, чтобы у него герои не смотрели обычный телек при наличии виртуальной реальности и нейросети.
pro100rno
pro100rno
Читатель
Рег.: 15/09/2014 10:57:10
3289 дн. назад
pro100rno пишет:

Ну, во-первых, вы не совсем понимаете значение слов "фантастика" и "фэнтези", почитайте на досуге. И да правильней будет "космофантастика или космическая сказка" (извините конечно, но меня просто неимоверно коробит, когда делают такие ошибки). Во-вторых, вы слышали такое словосочетание как "инертность мышления"? Так вот таких примеров в жизни много, например деньги. Свою функцию, то для чего они были придуманы, они выполнили уже лет как 200 назад. А мы что? Всеми ими пользуемся ... Или например с международным языком, сейчас это английский, вместо того чтоб перейти на эсперанто, который был придуман ещё во временна, когда немецкий был международным, то есть в конце 19 века, мы изучаем язык с 12 временами и ещё 3 дополнительных, где для обозначение 42 звуков используется 1258 букв и их сочетаний ._. . Кстати насчёт "инертности мышления" вот в этом произведении очень доходчиво объясняется http://samlib.ru/t/tkach/p0.shtml и вроде здесь http://samlib.ru/t/tkach/hp.shtml
Алекс Каменев
Алекс Каменев
Писатель
Рег.: 20/07/2015 13:11:48
3289 дн. назад

"Пусть линкоры, идущие на абордаж и силовые клинки в руках десантников-зеков" - мне насчет клинков понравилось. Надо будет обдумать, идея интересная:)
По поводу жанров, все-таки жанры фантастика и фэнтези сильно отличаются по определенным общепринятым параметрам. Космос, перелеты между планетами и все сопутствующее - традиционно относиться в фантастике. Фэнтези - это луки, стрелы, порталы, маги и т.д. Хотя сейчас уже можно встретить произведения, где все это свалено в кучу и при этом никого чистота жанра в общем-то не волнует. Главное чтобы было интересно, драйвово, много экшена и стрельбы:)
как-то так...
Плотников Сергей
Плотников Сергей
Писатель
Рег.: 25/01/2015 14:45:26
3289 дн. назад

pro100rno, а меня коробит, что слово "фантастика" используется там, где даже слово "сказка" не подходит. Причем ИМХО непонимание того, что есть фантдопущение с последующим формированием мира, а есть, как написала Инна "пьеса в декорациях" сильно сужает количество разнообразия получаемых нами от авторов текстов. И ладно мир орков-эльфов-гномов, он как-то еще сбалансирован и приведен к общему знаменателю. Но космофантастика, из которой при чтении торчат на каждом шагу такие вот несуразности - это выше моего понимания. Мы же не режиссеры в театре с одним набором декораций - мы, е-мае, творцы с Большой Буквы, пусть даже эта буква - "ы"! По крайне мере - мир, который логично проистекает из нашего, а не вселенная вроде толкиеновской - гораздо проще для додумывания, правда? Так почему этим никто не пользуется практически? Видим тот же конвеер, что в фэнтези-криэйтинге. Собственно, об этом и топик.
Инна Кублицкая
Инна Кублицкая
Писатель
Рег.: 14/04/2013 20:59:53
3289 дн. назад

Greyrat, да просто не фантастика это в вашем понимании. Сапсем другой жанр, происходящий не от Хайнлайна и Кларка, а от "Трех мушкетеров", в которых тоже с точки зрения историка полная фигня написана.
Плотников Сергей
Плотников Сергей
Писатель
Рег.: 25/01/2015 14:45:26
3289 дн. назад

Алекс Каменев , экшен и стрельба всегда рулят) Но, если по аналогии, интересно, когда у одних плазма и сверхзвуковые дротики, а у других - умные мины и реактивные самонаводящиеся пули (кстати, пока пассивные, но такие уже создаются на уровне прототипов уже сейчас). Набор инструментов, что дает придуманный мир, он же тоже влияет на ширину сюжета, верно?

Например, те же нейросети возьмем. Богатая семья - есть все. Жена подозревает мужа в измене. Ок? Не ок, потому что телефон у мужа в голову встроен. Тогда как посмотреть? Ей рекомендует подружка хакера - но как мужа к нему? Допустим наркоты у нее нужной нет, зато можно купить шоковый холодильник с доставкой и домашняя медкапсула. Вот она просит загялянуть мужа в холодильник и превращает в ледяную статую, потом откалывает голову и посылает в термоконтейнере - дабы потом ей прислали ее назад, а капсула излечила размороженного до прихода в сознание. Ну а у мужа уже в голове троян для руления нейросетью удаленным хакером. И - опа! Обычная вроде лавстори об любвиизмене превращается в нечто необычное)

Инна Кублицкая, просто не все писатели задумываются, что это другой жанр. Они вроде как честную фантастику, практически НФ ваяют - потому что образец, который их вдохновил - тоже "фантастика", а потом идет расстройство: ничего нового, мол, не написать. ИМХО понимание того, что пишешь космо, скажем, пьесу (по аналогии с космооперой), а не космофантастику - даст качественное улучшение как авторам, что хотели написать именно "пьесу в декорациях", так и тем, кто хотел "почти НФ". ВотЪ.
Инна Кублицкая
Инна Кублицкая
Писатель
Рег.: 14/04/2013 20:59:53
3289 дн. назад

Greyrat, идея неплохая, но холодильник - это инерция мышления) проще взломать телефон с помощью коктейля, который содержит вирус (в медицинском смысле), который потом попадет в телефон и запустит вирус в компьютерном смысле))
Плотников Сергей
Плотников Сергей
Писатель
Рег.: 25/01/2015 14:45:26
3289 дн. назад

Инна Кублицкая, мне кажется, на уровне биологии (раз по умолчанию технологии уровня личных медкапсул) защита уже предусмотрена - слишком очевидно. А вот при -70 цельсия биозащита уже йок - поскольку молекулы белка лишины подвижности, можно и с неживый частью нейросети "пообщаться" :)

Стругацкие, помниться, говорили, что фантастика - это не про будущее, это про настоящее, просто поданное в необычном антураже. Ну, я не буду спорить с мэтрами, однако как раз у Стругацких в фантастике есть то, что сильно не хватает книгам современных авторов. В них есть фантастика! Сиречь - более или менее достоверное футурологическое предсказание о будущем, причем не только с технологической стороны, но и с социальной, и культурологической. А теперь откроем любую ближайшую космо-что-то-там, и увидим: искины, нейросети, роботы, гиперпространство... наемники, пираты, силовые поля, лазеры пыщь-пыщь. И все. Ладно, люди такие же, как мы сейчас в плане мировоззрения и/или культуры либо производные - это нормально, как раз то, про что говорили АБС. Но:

Нейросеть, например.
Прямой компьютерный интерфейс в мозгу человека (по определению). ПРЯМОЙ! Настолько интегрированный, что позволяет загружать в память ЗНАНИЯ! И при этом - управление рычагами и кнопками! Экраны - при возможности проецировать изображения прямо в мозг. Огромные космические корабли, где экипаж ходит по палубам, кушает хавку и развлекается, смотря триде телек... ЩИТО? Под руками - система виртуальной реальности! С полной интеграцией - то есть можно подменить все пять чувств, и хоть корабль нарисуй там в десять раз больше реального, пока тело лежит под слоями брони в капсуле ВР, хоть целую планету! И питание по трубочке в вену - пока герой ест от пуза виртуальные блюда. И пресловутую газовую среду можно убрать из корабля, от которой пожары и поражение ударной волной во время космического сражения. Это ведь только один момент из многих, понимаете? Например, еще распространенный штамп: общение. Сюжет строится на том, что герой подслушал или героя подслушали... да черт возьми! У всех в головах - телефон и чатик, конфиденциальную инфу можно десять раз зашифровать и скинуть пакетом! Это не считая того, что можно "мысленно" говорит с кем угодно в пределах связи через нейросеть, не напрягая голосовые связки и гораздо быстрее - помните, что Н. может синтезировать ощущения из-за плотности своей интеграции с головным мозгом человека? Получается, что люди, имеющие Н. вообще в слух не говорят - этакая технотелепатия получается. И все вот это вот описанное - только маленький кусочек только одного пункта! А их я даже навскидку привел шесть.

Так что "хорятина" и прочая фантазия на тему - никакая не фантастика, а натуральное фэнтези получается. "Почему у тебя все устроено так". "Мир такой и я так вижу". М-да.

Greyrat, фантастика многогранна, и фэнтези входит в нее как составная часть. Вы, я вижу, понимаете под словом "фантастика" так называемую научную фантастику, НФ, или. если по-иностранному, SF. однако кроме НФ в фантастике еще есть космоопера - да, что-то вроде фэнтези в обертке из космолетов и инопланетян.

Инна, я в курсе, но ведь в фантастике подразумевается именно некая логическая связность мира. Пусть линкоры, идущие на абордаж и силовые клинки в руках десантников-зеков, но тогда и остальные реалии должны быть "подвязаны". Просто в фэнтези несбалансированность мира может быть списана на магию: грубо говоря, великий маг тут придумал заклинание, а тут нет, а как он это сделал - все остальные хз, так и живут. Я не призываю ударятся в заклепки, просто если каждый автор чуть-чуть подумает о мире, а не только о сюжете - мы получим кучу разных книг, а не "литературный ксерокс", на который даже на этом форуме уже жаловались. Как думаете?

Greyrat, в фантастике вы можете обращаться даже к мистике, если не придерживаетесь именно научной фантастики - жанр очень многогранен. Я тоже не призываю ударяться в заклепки, но от космооперы смешно требовать несвойственных ей черт. Надо просто делать различие между космооперой и научной фантастикой. В космоопере как таковой мир сводится до антуража: все то же самое, что в фэнтези, но разлито в скафандры. Разве что чудеса происходят не по мановению волшебной палочки, а из каких-то неописанных конкретно гаджетов. А вот когда речь идет о НФ, тогда мы и можем требовать с автора, чтобы у него герои не смотрели обычный телек при наличии виртуальной реальности и нейросети.

Ну, во-первых, вы не совсем понимаете значение слов "фантастика" и "фэнтези", почитайте на досуге. И да правильней будет "космофантастика или космическая сказка" (извините конечно, но меня просто неимоверно коробит, когда делают такие ошибки). Во-вторых, вы слышали такое словосочетание как "инертность мышления"? Так вот таких примеров в жизни много, например деньги. Свою функцию, то для чего они были придуманы, они выполнили уже лет как 200 назад. А мы что? Всеми ими пользуемся ... Или например с международным языком, сейчас это английский, вместо того чтоб перейти на эсперанто, который был придуман ещё во временна, когда немецкий был международным, то есть в конце 19 века, мы изучаем язык с 12 временами и ещё 3 дополнительных, где для обозначение 42 звуков используется 1258 букв и их сочетаний ._. . Кстати насчёт "инертности мышления" вот в этом произведении очень доходчиво объясняется http://samlib.ru/t/tkach/p0.shtml и вроде здесь http://samlib.ru/t/tkach/hp.shtml

"Пусть линкоры, идущие на абордаж и силовые клинки в руках десантников-зеков" - мне насчет клинков понравилось. Надо будет обдумать, идея интересная:)
По поводу жанров, все-таки жанры фантастика и фэнтези сильно отличаются по определенным общепринятым параметрам. Космос, перелеты между планетами и все сопутствующее - традиционно относиться в фантастике. Фэнтези - это луки, стрелы, порталы, маги и т.д. Хотя сейчас уже можно встретить произведения, где все это свалено в кучу и при этом никого чистота жанра в общем-то не волнует. Главное чтобы было интересно, драйвово, много экшена и стрельбы:)
как-то так...

pro100rno, а меня коробит, что слово "фантастика" используется там, где даже слово "сказка" не подходит. Причем ИМХО непонимание того, что есть фантдопущение с последующим формированием мира, а есть, как написала Инна "пьеса в декорациях" сильно сужает количество разнообразия получаемых нами от авторов текстов. И ладно мир орков-эльфов-гномов, он как-то еще сбалансирован и приведен к общему знаменателю. Но космофантастика, из которой при чтении торчат на каждом шагу такие вот несуразности - это выше моего понимания. Мы же не режиссеры в театре с одним набором декораций - мы, е-мае, творцы с Большой Буквы, пусть даже эта буква - "ы"! По крайне мере - мир, который логично проистекает из нашего, а не вселенная вроде толкиеновской - гораздо проще для додумывания, правда? Так почему этим никто не пользуется практически? Видим тот же конвеер, что в фэнтези-криэйтинге. Собственно, об этом и топик.

Greyrat, да просто не фантастика это в вашем понимании. Сапсем другой жанр, происходящий не от Хайнлайна и Кларка, а от "Трех мушкетеров", в которых тоже с точки зрения историка полная фигня написана.

Алекс Каменев , экшен и стрельба всегда рулят) Но, если по аналогии, интересно, когда у одних плазма и сверхзвуковые дротики, а у других - умные мины и реактивные самонаводящиеся пули (кстати, пока пассивные, но такие уже создаются на уровне прототипов уже сейчас). Набор инструментов, что дает придуманный мир, он же тоже влияет на ширину сюжета, верно?

Например, те же нейросети возьмем. Богатая семья - есть все. Жена подозревает мужа в измене. Ок? Не ок, потому что телефон у мужа в голову встроен. Тогда как посмотреть? Ей рекомендует подружка хакера - но как мужа к нему? Допустим наркоты у нее нужной нет, зато можно купить шоковый холодильник с доставкой и домашняя медкапсула. Вот она просит загялянуть мужа в холодильник и превращает в ледяную статую, потом откалывает голову и посылает в термоконтейнере - дабы потом ей прислали ее назад, а капсула излечила размороженного до прихода в сознание. Ну а у мужа уже в голове троян для руления нейросетью удаленным хакером. И - опа! Обычная вроде лавстори об любвиизмене превращается в нечто необычное)

Инна Кублицкая, просто не все писатели задумываются, что это другой жанр. Они вроде как честную фантастику, практически НФ ваяют - потому что образец, который их вдохновил - тоже "фантастика", а потом идет расстройство: ничего нового, мол, не написать. ИМХО понимание того, что пишешь космо, скажем, пьесу (по аналогии с космооперой), а не космофантастику - даст качественное улучшение как авторам, что хотели написать именно "пьесу в декорациях", так и тем, кто хотел "почти НФ". ВотЪ.

Greyrat, идея неплохая, но холодильник - это инерция мышления) проще взломать телефон с помощью коктейля, который содержит вирус (в медицинском смысле), который потом попадет в телефон и запустит вирус в компьютерном смысле))

Инна Кублицкая, мне кажется, на уровне биологии (раз по умолчанию технологии уровня личных медкапсул) защита уже предусмотрена - слишком очевидно. А вот при -70 цельсия биозащита уже йок - поскольку молекулы белка лишины подвижности, можно и с неживый частью нейросети "пообщаться" :)


Для публикации новых тем и ответов в темах вам нужно войти на сайт.

Станьте автором, чтобы заработать c нами

Вы творческий человек, Вы любите и хотите делиться с людьми тем, в чем разбираетесь?