Начнем цикл постов для помощи писателям в написании новых, интересных книг.
Конфликт в книге
Конфликт - это основная проблема, на основе которой развиваются события в книге, её движущая сила. Если в вашей книге нет конфликта, в ней нет и самого сюжета.
Существует (всего) 7 видов конфликтов - выбирайте для своей книги любой понравившийся:
1. Человек против человека. Два героя конфликтуют из-за чего-либо.
2. Человек против самого себя. Это довольно глубокий пласт книг, сюжетов - не находите? Всякие личностные страдания и т.д.
3. Человек против природы. Борьба человека за выживание, катаклизмы, болезни, засуха и т.д.
4. Человек против общества. Рассказывайте в книгах об конфликте такого рода, это неисчерпаемая тема.
5. Человек против бога/судьбы. - проблемы предназначения, судьбы, удачи и т.д.
6. Человек как участник других конфликтов. - повествование ведется от лица человека, случайно или предумышленно вмешивающегося в конфликты других главных героев с сущностями из этого списка.
7. Мужчина и женщина. - Взаимоотношение полов, проблемы и конфликты на этой основе.
Шестой пункт мне кажется лишним. Не все ли равно, как в пунктах 1,2,3,4,5,7 разместить рассказчика? От имени героя или от имени дворника, наблюдающего за деяниями героя? Который дворник, может быть, и успел посыпать песочком пролитое Аннушкой масло?
Кто же спорит, что конфликт - это движущая сила сюжета. Оно, как бы, понятно.
Что касается их видов, количества и привнесения в текст, то, по-моему, не стоит на этом заморачиваться. Не стоит от слова совсем.
Попробуйте, для примера, исследовать в "Поднятой целине" прямоугольник Макар Нагульнов - Лушка Нагульнова - Тимофей Рваный - Семен Давыдов. Там вы с удивлением для себя обнаружите все типы конфликтов из вышеприведенного списка, а может даже откроете что -нибудь еще.
В том и штука, что в качественной крупноформатной прозе все конфликты тесно сплетены самим сюжетом и неразделимы между собой. Примеров масса.
Попытка препарировать виды конфликтов, систематизировать их все равно что есть манную кашу по принципу - отдельно крупа, отдельно молоко, отдельно масло.
И невкусно, и смысла никакого.
Как мне представляется - именно авторская задумка содержит зерна будущих конфликтов и их развития, а попытка искусственной интеграции их в текст - дело гиблое.
Я тоже сказала бы, что идея важнее сюжета. Будет идея, будет и сюжет в конфликтами, героями и всем остальным. А без идеи сюжет мало чего стоит, даже если вписать в него все по советам...
Если смотреть на мир с точки зрения писателя-фантаста, которым я являюсь, то список конфликтов – далеко не полный. Существуют различные инопланетные, потусторонние, энергетические и др. сущности, искусственный интеллект, результаты научно-технического прогресса (далеко не всегда такие, как нам бы хотелось), перерождение самого человека, общества, животных и растений, как незначительные, так и радикальные, - и все это может конфликтовать в разных сочетаниях.
Хороший писатель и так знает, что нужен конфликт. В противном случае ему самому будет скучно. Всё остальное зависит от способности автора правильно преподнести проблему.
Есть шуточная классификация сюжетов, по которой все они сводятся к трём: "про войну", "про любовь", и "про Новый Год".
Можно ещё вспомнить, что концентрический сюжет (художественные произведения редко пишут в хроникальном) обычно имеет "типовые" элементы (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка).
Тема хорошая, но почему-то затихла.
В комментариях часто звучат высказывания: "предложение не согласовано, странное построение фраз и т.п.", может кто-нибудь готов поделиться опытом на конкретных примерах.
Проезжая мимо города, у меня слетела шляпа. Эта ошибка настолько распространена у современных журналистов, что кончились маты, когда слышу подобные конструкции из телевизора.
А как строит фразы мастер Йода: вроде все слова правильные, но стоят не на месте.
Да складывает нормально вполне Йода мастер фразы. ))))
Пост про конфликты живо напомнил мне лекции по менеджменту, что я в университете слушал)))
Только тогда к ним надо добавить конфликт по вертикали управления: подчиненный-начальник, ну, или солдат-командир. Хотя, это частный случай конфликта человек-человек. Но, тогда надо убрать последний (женщина это все-таки тоже человек) )))
Начнем цикл постов для помощи писателям в написании новых, интересных книг.
Конфликт в книге
Конфликт - это основная проблема, на основе которой развиваются события в книге, её движущая сила. Если в вашей книге нет конфликта, в ней нет и самого сюжета.
Существует (всего) 7 видов конфликтов - выбирайте для своей книги любой понравившийся:
1. Человек против человека. Два героя конфликтуют из-за чего-либо.
2. Человек против самого себя. Это довольно глубокий пласт книг, сюжетов - не находите? Всякие личностные страдания и т.д.
3. Человек против природы. Борьба человека за выживание, катаклизмы, болезни, засуха и т.д.
4. Человек против общества. Рассказывайте в книгах об конфликте такого рода, это неисчерпаемая тема.
5. Человек против бога/судьбы. - проблемы предназначения, судьбы, удачи и т.д.
6. Человек как участник других конфликтов. - повествование ведется от лица человека, случайно или предумышленно вмешивающегося в конфликты других главных героев с сущностями из этого списка.
7. Мужчина и женщина. - Взаимоотношение полов, проблемы и конфликты на этой основе.
Шестой пункт мне кажется лишним. Не все ли равно, как в пунктах 1,2,3,4,5,7 разместить рассказчика? От имени героя или от имени дворника, наблюдающего за деяниями героя? Который дворник, может быть, и успел посыпать песочком пролитое Аннушкой масло?
Кто же спорит, что конфликт - это движущая сила сюжета. Оно, как бы, понятно.
Что касается их видов, количества и привнесения в текст, то, по-моему, не стоит на этом заморачиваться. Не стоит от слова совсем.
Попробуйте, для примера, исследовать в "Поднятой целине" прямоугольник Макар Нагульнов - Лушка Нагульнова - Тимофей Рваный - Семен Давыдов. Там вы с удивлением для себя обнаружите все типы конфликтов из вышеприведенного списка, а может даже откроете что -нибудь еще.
В том и штука, что в качественной крупноформатной прозе все конфликты тесно сплетены самим сюжетом и неразделимы между собой. Примеров масса.
Попытка препарировать виды конфликтов, систематизировать их все равно что есть манную кашу по принципу - отдельно крупа, отдельно молоко, отдельно масло.
И невкусно, и смысла никакого.
Как мне представляется - именно авторская задумка содержит зерна будущих конфликтов и их развития, а попытка искусственной интеграции их в текст - дело гиблое.
Я тоже сказала бы, что идея важнее сюжета. Будет идея, будет и сюжет в конфликтами, героями и всем остальным. А без идеи сюжет мало чего стоит, даже если вписать в него все по советам...
Если смотреть на мир с точки зрения писателя-фантаста, которым я являюсь, то список конфликтов – далеко не полный. Существуют различные инопланетные, потусторонние, энергетические и др. сущности, искусственный интеллект, результаты научно-технического прогресса (далеко не всегда такие, как нам бы хотелось), перерождение самого человека, общества, животных и растений, как незначительные, так и радикальные, - и все это может конфликтовать в разных сочетаниях.
Хороший писатель и так знает, что нужен конфликт. В противном случае ему самому будет скучно. Всё остальное зависит от способности автора правильно преподнести проблему.
Есть шуточная классификация сюжетов, по которой все они сводятся к трём: "про войну", "про любовь", и "про Новый Год".
Можно ещё вспомнить, что концентрический сюжет (художественные произведения редко пишут в хроникальном) обычно имеет "типовые" элементы (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка).
Тема хорошая, но почему-то затихла.
В комментариях часто звучат высказывания: "предложение не согласовано, странное построение фраз и т.п.", может кто-нибудь готов поделиться опытом на конкретных примерах.
Проезжая мимо города, у меня слетела шляпа.
Эта ошибка настолько распространена у современных журналистов, что кончились маты, когда слышу подобные конструкции из телевизора.
А как строит фразы мастер Йода: вроде все слова правильные, но стоят не на месте.
Да складывает нормально вполне Йода мастер фразы. ))))
Пост про конфликты живо напомнил мне лекции по менеджменту, что я в университете слушал)))
Только тогда к ним надо добавить конфликт по вертикали управления: подчиненный-начальник, ну, или солдат-командир. Хотя, это частный случай конфликта человек-человек. Но, тогда надо убрать последний (женщина это все-таки тоже человек) )))